Об этом в блиц-интервью "Апострофу" рассказал директор общественной организации "Киевский эколого-культурный центр" Владимир Борейко .
- Что, по вашему мнению, происходит на западе Украины сейчас и почему?
- Ситуация связана с вырубкой лесов. Прикарпатье является лидером по вырубке лесов. Вообще, в украинских Карпатах за последние 10 лет сплошными вырубками истребили 10-15% лесов. Это мы узнали благодаря космическим снимкам и американской программе Forest Watch.
- 10-15% - это же мало. Неужели все так критично?
- Нет, это за последние 10 лет. А последние 20, 30, 40 лет тоже рубили леса. Можно предположить, что в Карпатах вырублены 50% и более. Потому как Forest Watch показывает динамику только за 10, максимум 15 лет.
Если есть лес, есть мох, они содержат воду и она постепенно испаряется в воздух. А если, например, налить на стол воды - она будет стекать на пол. Это то, что происходит в Карпатах в тех частях, где нет леса. Горы не задерживают воду, а сбрасывают ее сразу в реки - те поднимаются и сносят жилища людей. Мы - и не только - ведем войну против лесников уже много лет. Но, к сожалению, лесники продолжают рубить, а правительство ничего не делает для того, чтобы остановить варварское уничтожение карпатских лесов.
Кстати, в странах Европы в горных массивах, таких как Альпы, за 10 лет было срублено всего 3-4%. Поэтому мы "опережаем" ЕС в несколько раз. И, отвечая на предыдущий ваш вопрос, - в настоящее время в западном регионе происходит созданная руками лесников антропогенная катастрофа.
- Слышал такое мнение, что ЕС выступает за разрешение продавать из Украины лес-кругляк, но при одном условии - чтобы насаждали новые леса вместо вырубленных.
- Это говорит не ЕС, а наши лесники. Они берут каких-то чиновников из Евросоюза, которые что-то там заявляют, и интерпретируют их слова в свою пользу. Нет нигде официального заявления ЕС. Есть заявления отдельных чиновников. Но есть и противоположные мнения других политиков, которые предостерегают Украину против такой варварской деятельности как вырубка лесов. Но Гослесагентству выгодно цитировать тех, кто работает на их "мельницу". Это во-первых.
Владимир Борейко / Фото: УНИАН
А во-вторых, нельзя сравнивать, скажем, природный буковый лес с насаждениями ели. Потому что это совсем другой лес. Кроме того, для того, чтобы ель стала огромной, надо сто лет. А пока этот срок не выйдет, дожди будут наносить вред.
Вообще, в горах нельзя рубить. Это антиморальные действия, которые наносят вред экологии. Горные леса - это очень важный элемент ландшафта с точки зрения создания атмосферы и рекреации. Германия и Швейцария не рубят лес у себя в Альпах. Наоборот, они получают деньги за то, что туда приезжают миллионы туристов. У украинских лесников надо просто отобрать Карпаты и отдать их условном "Министерству рекреации". Пользы от этого государство получит гораздо больше, чем от вырубки буков.
- Насколько катастрофическим является то, что происходит, и будет ли ситуация ухудшаться и расширяться?
- Я считаю, что будет. Потому что, к сожалению, ни одно правительство за время независимости ничего не сделало. Простых людей это очень волнует. Но я не видел ни одного чиновника, который действительно что-то бы сделал, чтобы остановить рубку. Многие говорят, но ничего не делают. Разве что Рада прошлого созыва приняла к рассмотрению закон о запрете преступных рубок, а действующая его одобрила и Владимир Зеленский подписал. Но в этом нет заслуги чиновников, потому что этот законопроект написали мы с природоохранными организациями. Но я считаю, что вообще надо запретить вырубку лесов - оставить разрешение только для нужд местных жителей. Никакой продажи в другие страны.
- Хотелось бы услышать ваш прогноз на будущее.
- Будет все хуже и хуже. Я не верю ни в какие "эволюционные" меры. Я знаю только одно мероприятие - когда жареный петух в задницу клюнет. Когда это произойдет, как с Чернобылем, тогда будут изменения. Пока не произошло - рубки будут все больше и больше уничтожать леса. Даже в заказниках последние 5 лет уничтожались леса.
Теперь народные депутаты Вячеслав Рублев и Игорь Палица хотят разрешить охоту и рубки в заповедниках. Законопроект № 3619 о внесении изменений в статьи 16 и 30 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" является антиэкологическим и, как мы с коллегами считаем, его разработали волынские лесники. Закон предусматривает улучшить природоохранные, эстетические и научные качества заповедников с помощью бензопил и топоров. Здесь надо отметить, что в Карпатах - до 20% заповедного фонда Украины. У лесников сейчас есть проблема - чтобы рубить лес в Карпатах, надо делать дороги. Древесина станет дорогой и ее никто уже не будет покупать. Там, где дороги уже были, они все вырубили. Поэтому у них есть предложение - залезть в заповедники и заповедные урочища. Якобы для повышения противопожарной безопасности. Но для этого надо осуществлять противопожарные мероприятия и покупать технику.
Лес в Карпатах / Фото: Getty images
Таким образом они хотят легко зарабатывать на рубках леса. Но для краснокнижных животных и растений это вообще ужас, это смерть. Это практически все краснокнижные растения, те же орхидеи, сон-трава, краснокнижные птицы - от выборочных санитарных рубок и так страдает 36 видов, в том числе охраняемые на международном уровне 5 видов летучих мышей. Они обитают в разных лесах, в частности дуплистых, и если их вырубать, эти животные будут исчезать.
- Вы упомянули о Чернобыле. Могут ли экологические последствия от вырубки лесов быть такими же, как от Чернобыльской аварии?
- Нет нет. Чернобыльская катастрофа ударила вообще по всей Европе. А здесь будут страдать четыре области - Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая. Области, на территории которых находятся горы.
Прежде всего будут страдать люди. Тех, кто живет на этих склонах, строит села прямо у берегов горных рек, такие ливни будут просто сносить. Ситуация будет ухудшаться из-за климатических условий. Как мы видим, дожди у нас то стихают, то льют ливни, затем опять жара, опять много дождей.
- Можно ли себя как-то обезопасить, если построить, например, дамбы?
- Это не решение проблемы, а просто ее оттягивание. Дамбы будут ломаться, разрушаться. Там такое напряжение воды, такая мощная кинетическая энергия, что дамбы просто не выдержат. Кроме того, во-первых, строительство серьезных дамб, не таких маленьких как сейчас, - это колоссальные деньги. А во-вторых, чтобы построить дамбы, надо снова рубить лес. Так зачем закапывать деньги в землю? Давайте перестанем рубить лес - и все.
- Чтобы восстановился биогеоценоз леса, надо очень много времени.
- Да, я с вами согласен. Но, к сожалению, мы не можем ускорить рост леса. Это сотни лет.
- Так если мы сейчас прекратим рубить лес, то сколько лет нужно, чтобы хотя бы уменьшился масштаб катастрофы?
- Для этого нужна карта с датами окончаний вырубок - 30 лет назад, 40 - тогда можно говорить об уменьшении катастрофы. Я думаю, что через 30 лет после прекращения вырубок наступит улучшение ситуации. Например, сейчас в местах, где вырубки прекратились 20-30 лет назад, уже есть самосев. Еще через 30 лет лес получит полноту - и мы будем иметь уже существенное улучшение, поскольку лес будет задерживать воду. Не так хорошо, конечно, как пралеса, в которые приезжаешь, идешь - и там мха чуть ли не по колено. Эти мха, как губка, впитывают и удерживают воду. Но даже молодой лес - это не голые склоны, там уже хоть какая-то трава, кустарники - они уже задерживают воду. А если вырастут еще и деревья, они будут еще больше задерживать.
Но если мы сейчас перестанем рубить, ситуация просто не будет ухудшаться. И это главное.