Для этого займа украинская власть пошла на многое - весной открыла рынок земли и запустила "антиколомойский" закон.
Но непосредственно дорогу к кредиту открыл меморандум с МВФ, который еще в мае подписало правительство, взяв на себя определенные обязательства перед Фондом.
Правда, подписанный документ власти никому не показали. Но "Страна" получила его из своих источников и опубликовала.
Меморандум заверили своими подписями президент Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль, министр финансов Сергей Марченко и глава НБУ Яков Смолий.
В нем Украина обязалась продолжить прежний курс Порошенко, включая повышение тарифов, закрытие школ и медреформу Супрун (которую Зеленский давал слово остановить, но до сих пор этого не сделал).
От выполнения этих условий зависит получение следующих 2,9 млрд долларов в течение полутора лет.
Разберемся в целом, на что пошла Украина ради 5-миллиардного кредита.
1. Запрет на возврат "Привата" Коломойскому
Для начала подробнее остановимся на с трудом продавленном в Раде проекте, которым блокируется возвращение "ПриватБанка" Игорю Коломойскому. Это было одним из основных требований МВФ, без него новый кредит даже не рассматривался бы.
Формальным основания для принятия закона стало то, что теоретическое возвращение "ПриватБанка" Коломойскому может расшатать финансовую систему Украину и поставит крупнейший банк на грань банкротства. По цепочке это означает, что МВФ и другим иностранных организациям придется вновь давать крупные транши для стабилизации ситуации, чего им делать не хочется.
Однако в законе, который приняла Рада, говорится не только об этом. Там в принципе закручиваются гайки всем украинским банкам, делая НБУ практически неподсудным, если он решит закрыть любой банк или ввести в него временную администрацию. Оспорить это решение центробанка в суде будет нельзя.
МВФ плотно контролирует Нацбанк, а через него - всю банковскую систему Украины. "Антиколомойский" усиливает этот контроль и создает предпосылки для захода в страну крупных западных банков.
В том числе посредством расчистки "поляны" и покупки системных государственных банков, в том числе и "ПриватБанка".
2. Открытие продажи земли
В конце марта Рада приняла, а позже Зеленский подписал закон о рынке земли. До 2024 года ее пустят на продажу только физлицам-гражданам Украины, да и то не больше 100 гектар в одни руки. После чего на рынок смогут выйти агрохолдинги.
Для них заложена норма о том, что арендатор имеет преимущественное право выкупа земли, причем ее стоимость должен определять не продавец, а государственный оценщик. То есть скупка земли у мелких собственников крупными будет идти по бросовой цене - учитывая лоббисткие возможности крупного агробизнеса на чиновников.
Вход иностранцев на рынок будет только после всеукраинского референдума. Впрочем, если Рада примет предложенный Зеленским закон о втором гражданстве, то иностранцы смогут начать покупать украинскую землю раньше - просто становясь по упрощенной процедуре гражданами Украины.
В меморандуме с МВФ дополнительно записано, что Украина создает рынок сельхозземли, сняв мораторий, и приводятся основные параметры принятого закона. Но дают понять, что он не окончательный и все можно обсуждать и менять.
К концу июня 2020 анонсируется принятие законодательства по компенсации кредитных ставок и кредитных гарантий для фермеров. Запланировано упорядочивание процедур передачи земли и децентрализации управления земельными ресурсами, земельные аукционы.
Далее пойдем по тексту опубликованного "Страной" меморандума Украины с МВФ.
3. Усилие налогового давления на бизнес и украинцев
Среди обещаний Зе и его команды относительно налоговой политики прямым текстом прописано ее ужесточение.
Киев рассчитывает увеличить поступлений в бюджет от таможни и налогов. Если же это реализовать не удастся, то обещают сокращать "неприоритетные расходы" без уточнения, какие именно.
Параллельно украинская власть обещает уже в 2020 году тесно сотрудничать с Фондом работать с МВФ по реформированию налоговой системы: "В том числе за счет устранения налоговых пробелов, расширения налоговой базы и сокращения возможностей для уклонения от уплаты налогов".
До конца действия программы Украина обязуется не принимать либеральные налоговые законы, вводить налоговые льготы и преференции по пошлинам. То есть кардинально менять налоговую систему, хотя как раз этого и ждет бизнес.
Это фактически ставит крест на налоговой реформе, которую у Зеленского обещали в 2021 году. Бизнес также может не рассчитывать на изменения структуры налогов, в частности замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал, так как на первом этапе это приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
Не вписывается в эти обещания и новая программа по восстановлению экономики, которую анонсировали в правительстве Шмыгаля. Дело в том, что в ней есть ряд мер, которые также могут повлиять на снижение налоговых поступлений. Например, импортозамещение в государственных закупках только по транспорту даст минус 7 миллиардов по таможне.
В меморандуме прописана и разработка под контролем МВФ уже к сентябрю этого года системы декларирования доходов, борьбы с отмыванием денег. Нельзя исключать, что под этим понимается введение всеобщего обязательного декларирования доходов гражданами, о чем давно говорят власти. Плюс дальнейшее ужесточение контроля за платежами украинцев.
4. Аудит расходов по борьбе с коронавирусом
Поскольку данный кредит МВФ позиционируется как коронавирусный, отдельный блок меморандума COVID-19.
В документе указывается, что траты на борьбу в пандемией в Украине строго контролируются, все кассовые операции проходят через казначейство. К марту 2021 года Киев обещал полный аудит таких расходов.
Напомним, свою статистику по закупкам уже ведет Счетная палата. "Страна" уже писала, что миллиарды гривен проходят через ФОПы, в списке обнаружились фирмы, связанные с чиновниками и "фармбаронами".
5. Повышение пенсионного возраста и накопительные пенсии
В новой меморандуме с МВФ записано, что в Украине продолжится пенсионная реформа, начатая в 2017 году. А именно - "стимулы для более продолжительной работы", то есть повышение пенсионного возраста.
Киев пообещал не вводить новые специальные пенсии или льготы, не вносить в законодательство изменения, которые приведут к снижению фактического пенсионного возраста.
Упоминается в документе и о накопительных пенсиях. По этому пункту украинская власть собирается с внешними партнерами. Готовится два законопроекта — о накопительных пенсиях для всех и только по льготным категориям пенсионеров.
Изменения ждут общую систему социальной помощи. При поддержке Мирового банка планируется объединить все социальные программы в одной базе, привязать выплаты в некоему "минимальному доходу". Программа будет работать в привязке к рынку труда - малоимущим станут не только платить пособия, но и предложат зарабатывать самим.
6. Продолжение реформы Супрун
Украина взяла на себя обязательства продолжать реформу Супрун, вторый этап которой стартовал с 1 апреля. Он предполагал резкое сокращение финансирования медицины и после возмущения врачей Зеленский пообещал реформу остановить. Но этого так и не сделал. Более того, в Меморандуме прямо говорится, что реформа должна быть продолжена.
Также в меморандуме появилось понятие сооплаты для пациентов. То есть часть медицинских услуг для населения станет платным (если не будет введено обязательное медицинское страхование, когда стоимость лечения будет покрываться страховкой для тех, кто имеет на нее право).
В документе развеяны сомнения по поводу госзакупок лекарств. Они и дальше будут под контролем международных организаций. Но с этого года Минздрав также контролирует закупки через новое госпредприятие "Медицинские закупки Украины" и систему ProZorro.
7. Закрытие "лишних" школ и увольнение "лишних" учителей
Украинские власти подписались под обязательствами по реформе образовательной системы. Сроки не указаны, но это случится, "как только кризис утихнет".
Реформа подразумевает в том числе оптимизацию школьной сети. Под этим понимается закрытие части школ. А закрытие школ - это еще и увольнение "лишних" учителей.
8. Суды в ручном режиме
В новом меморандум с МВФ украинская власть пообещала обеспечить, чтобы процессы отбора судей и дисциплинарные механизмы (в том числе для Верховного суда) контролировались "лицами с высокой компетентностью, надежностью и порядочностью".
Киев обязался ради кредита создать независимую комиссию для предварительного отбора потенциальных кандидатов в высшие судебные органы и оценки их честности.
Фактически это означает внешний контроль за судебной системой Украины. Поскольку эксперты будут рекомендоваться странами Запада и международными финансовыми организациями.
9. Цены на газ для украинцев вырастут с 1 июля
В меморандум с МВФ Украина обязалась повысить цены на газ для украинцев с 1 июля 2020 года, после чего цены будут полностью определяться рынком.
В июле по рыночным ценам будет тарифицироваться газ для кухонных плит и для отопления в частном секторе.
То есть население Украины переводят на газ по тарифам как для промышленности. Если газ на мировом рынке будет дорожать, то придется платить все больше и больше.
10. Тарифы на отопление для украинцев
Украинская власть пообещала МВФ снять ограничения по тарифам на отопление. Если в них заложить капитальные затраты на ремонт изношенных на 80% сетей, ценники вообще взлетят до небес.
Все тарифы пропишут в новых договорах к октябрю 2020 года. Они начнут действовать со следующего отопительного сезона.
Тарифы на отопление будут пересматриваться не реже одного раза в год до начала отопительного сезона.
Будут отменены "скидки Гончарука", по которым местные власти корректировали платежки этой зимой в зависимости от текущей цены на газ. Скидки варьировались от 5% до 30%.
11. Долги за коммуналку будут выбивать усиленно
Попутно Киев разработать "адекватные механизмы", чтобы обеспечить сбор платежей от домохозяйств за коммуналку. В том числе с помощью более высоких штрафов для украинцев.
Разумеется, с повышением тарифов и увеличением штрафов, долги украинцев за услуги ЖКХ будут расти, поэтому коммунальщикам разрешат более активно их выбивать.
Как рассказывал ранее "Стране" эксперт по коммунальной инфраструктуре Андрей Никончук, не исключено, что могут упростить даже выселение из квартир за долги.
12. Приватизация Центрэнерго и других
"ФГИ будет стремиться организовать тендеры по приватизации, по крайней мере 2 крупных государственных предприятий к концу декабря 2020 года, если позволят рыночные условия, и как минимум еще трех к концу июня 2021 года, включая компании из следующего списка: Одесский припортовый завод, "Объединенная Горно-рудная компания", "Центрэнерго", "Электротяжмаш", Краснолиманский рудник, "Президент-Отель", - говорится в меморандуме.
То есть, на этот год большая приватизация отменяется полностью, что, собственно, уже заложено в бюджет (поступления от приватизации в бюджет урезали с 12 млрд до 500 млн). Но и обещания по следующему году еще ничего не гарантируют, ведь пункты по приватизации тех же ОПЗ и "Центрэнерго" прописывались уже в нескольких меморандумах с МВФ, но так и не были выполнены.
13. "Независимые" от государства госкомпании
По госпредпритиям указано следующее:
"Пересмотр структуры корпоративного управления ГП, чтобы привести ее в соответствие с Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению; принятие проекта закона о корпоративном управлении с целью расширения полномочий наблюдательных советов по назначению генеральных директоров и утверждению финансовых планов; принятие нового корпоративного устава для Нафтогаза (структурный маяк с выполнением к концу сентября 2020 года)".
Мы уже писали, что это значит для "Нафтогаза" — он станет еще более автономным, "государством в государстве". Как видно из меморандума, такие же изменения готовятся и по другим госкомпаниям. А учитывая, что в набсоветах госкомпаний много иностранцев, можно констатировать, что государственные активы фактически будут под внешним контролем.
Что означают эти условия?
Как видно, условия, которые Украина взяла на себя под новый кредит МВФ, означают усиление налоговой нагрузки на бизнес и полный запрет на льготы и преференции, что минимизирует возможности быстрого восстановление экономики после кризиса. Фактически этот меморандум ставит крест на экономическом росте.
Для рядовых украинцев договоренности с МВФ тоже не обещают ничего хорошего. Медицина станет менее доступной и платной, как и школы для детей. Коммунальные тарифы будут только расти. Также есть риск повышения пенсионного возраста.
Другой вопрос - будет ли правительство выполнять условия, подписанного им же Меморандума.
Во власти, после публикации документа "Страной", уже начали раздаваться голоса, что выполнять многие нормы этого документа не надо и нужно его пересмотреть.
В Фонде эти намеки услышали. В пресс-релизе по поводу одобрения программы говорится о сохранении "значительных рисков", связанных как с мировыми проблемами из-за эпидемии коронавируса, так и с неопределенностью внутренней экономической политики Украины.
Также в МВФ особо подчеркнули необходимость "сохранения независимости Нацбанка" (читай - нельзя менять его руководство без соласования с Фондом) и продолжение "борьбы с коруппцией" для сохранения "нынешних достижений" (читай - нельзя менять Сытника во главе НАБУ).
В тоже время, по этим пунктам у украинской власти есть свои мысли, которые, мягко говоря, не совсем совпадают с пожеланиями Фонда.
Поэтому пока непонятно - получит ли Украина оставшиеся 2,9 млрд. По большому счету это будет зависеть от экономической ситуации и в стране, и в мире. Если она начнет быстро выравниваться и потребность в кредитах уменьшится, то значит велика вероятность, что правительство заморозит выполнение своих обязательств перед Фондом. А если начнется новое ухудшение, то власти вновь пойдут на выполнение требований МВФ.