Для этого, прежде всего, нужна политическая воля, но ее у Офиса президента пока не наблюдается.
Крым: игра вдолгую?
Спикер Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков в одном из недавних интервью назвал процесс освобождения Крыма от российской оккупации "тяжелым и небыстрым".
"Мы не должны снимать этот вопрос с повестки дня и нам следует всячески его прорабатывать на разных уровнях. Также мы не должны терять коммуникацию с оккупированными территориями и Донбасса, и Крыма. Потому что последние годы этот процесс отошел на второй план", - сказал Дмитрий Разумков. По его мнению, основные инструменты освобождения Крыма - международное давление и методы экономического воздействия на агрессора. Среди экономических инструментов он также назвал динамичное и успешное развитие Украины, что, с точки зрения властей страны, сделает ее более привлекательной для крымчан и жителей ОРДЛО.
"Быстро мы этого не сделаем (вернуть Крым и ОРДЛО под контроль Киева, - "Апостроф"), но и оставлять или отдавать свои территории - это тоже невозможно", - добавил спикер.
То есть Украина как бы не отказывается от оккупированных территорий, но в тоже время у власти нет четкого представления, что с ними делать. Косвенно об этом можно судить по действия и заявлениям вице-премьера–министра по реинтеграции временно оккупированных территорий Алексея Резникова.
Именно через господина Резникова Банковая озвучивала свою позицию о том, что Офис Зеленского не устраивает нынешняя редакция Минских соглашений. Особенно пункт, касающийся вопроса передачи контроля над участками границы между Россией и бандитскими "республиками" Донбасса. Также на днях Алексей Резников заявил, что Киев нацелен на создание международной площадки для переговоров по деоккупации Крыма, но пока власти страны (читай - снова Офис президента) не могут сказать, когда и в каком виде такая площадка появится.
Оптимальная тактика для Киева
В идеале картина может быть такой. Офису Зеленского рано или поздно придется отказаться от установки "просто перестать стрелять", а также внятно дать понять россиянам, что никаких кулуарных соглашений по Крыму (прежде всего, по снятию водной и транспортной блокады) не будет. Днепровская вода пойдет на полуостров только после того, как оттуда уйдет государство-оккупант.
Фото: Getty images
После предыдущих заявлений руководства "Слуги народа" по поводу поставок воды, остался мутный "политический осадок". Равно как после недавней колонки Владимира Зеленского в New York Times, где он постарался лишний раз не задевать Москву.
"У них (внешнеполитическая команда президента Зеленского, - "Апостроф") есть такая установка, что нельзя ни о чем договариваться, если при этом называть вещи своими именами. Хотя такой подход абсолютно проигрышный. Он ослабляет переговорные позиции Киева и подрывает международную поддержку. В какой-то момент нашей власти просто надоест, что россияне им буквально каждый день бьют по лицу, и в случае очередной эскалации Зеленскому придется отдавать приказ стрелять в ответ. Для него это станет огромным вызовом, хотя его окружение пока может этого до конца не понимать", - пояснил в комментарии "Апострофу" политический технолог Алексей Голобуцкий.
Далее, Киеву придется активизировать контакты с западными партнерами в части продления существующих и введения новых санкций за аннексию Крыма. Прежде всего, с США. В этой части недавний "пленочный скандал" при участии нардепа Андрея Деркача (формально, это не связано с Крымом напрямую) играет против такого подхода. Чем глубже Киев "провалится" во внутриамериканскую политику, тем больше шансов, что Москва и лояльные к ней политические круги в США этим воспользуются.
Третий инструмент - эффективное давление на Москву в международных судах, угрозы ареста иностранного имущества, принадлежащего российским госкорпорациям. МИД Украины, пусть и со скрипом, двигается в этом направлении. Глава ведомства Дмитрий Кулеба на днях сообщил, что намерен подписать меморандум по делу о нападении пограничников ФСБ на украинских моряков у берегов Крыма. Предполагается, что документ будет передан в Международный трибунал по морскому праву ООН. В рамках судебного процесса украинские дипломаты намерены доказать, что Москва систематически нарушала Конвенции ООН по морскому праву.
В тоже время при детальном анализе дипломатической активности выясняется, что проблема Крыма сводится в большей степени к противостоянию Кремля с Западом (США и ЕС). Фактор Украины, которая и является законным собственником территории, присутствует в "фоновом режиме".
Европейцы пока еще продлевают санкции за аннексию украинского полуострова, хотя их поддержка постепенно ослабевает. Американцы периодически отвешивают Москве оплеухи за милитаризацию Крыма, угрозы странам НАТО и политические преследования в Крыму. В американском конгрессе периодически звучат призывы усилить давление на Россию или даже провести военную операцию в Черном и Азовском морях, дабы принудить Россию соблюдать правила свободного судоходства.
Фото: Getty images
Ползучая потеря инициативы
Получается, что российские провокацию в Азовском море и попытки заблокировать порты в Бердянске и Мариуполе больше беспокоят американцев, нежели украинскую власть. Ради справедливости стоит сказать, что подобные тенденции наметились еще при президенте Петре Порошенко. Команда Владимира Зеленского, широко представленная в парламенте и правительстве, лишь "творчески развила" тактические идеи своих предшественников. Если при президенте Порошенко Банковая громко говорила о "международной поддержке и решительных реформах", то при президенте Зеленском - власть неустанно говорит о "мире", не объясняя толком, как его достичь.
Как отметил в комментарии "Апострофу" эксперт по временно-оккупированным территориям Института черноморских стратегических исследований Юрий Смелянский, Офис президента и, шире говоря, нынешняя украинская власть, в противостоянии с Москвой даже не пытается перехватить инициативу.
"Насколько можно судить из информации, которая просачивается в СМИ, примерно с августа 2019 года Киев не ввел ни одной новой санкции против России. В этом отношении война для нашей власти "закончилась", хотя на самом деле экономические инструменты ведения войны - это все, что на данный момент доступно Украине. В вопросе создания условий для деоккупации Крыма нынешняя власть делает то же самое, что и предыдущая. Прошлая власть также замеряла настроения общества на предмет подачи воды в Крым. Нынешняя "моно-власть" отличается лишь тем, что они в силу различных причин делают и говорят глупостей больше, нежели их предшественники", - настаивает Юрий Смелянский.
Вода для Крыма: торг уместен?
В то же время эксперты, опрошенные "Апострофом" опасаются, что власти не смогут эффективно использовать имеющиеся у них дипломатические и международно-правовые инструменты. Во-первых, потому что у Офиса президента, как отмечалось выше, пока еще нет стратегического представления, что делать с Крымом. Во-вторых, россияне последовательно выводят украинского президента на кулуарные "договорняки", используя для этого тему обмена заложниками.
Не исключено, что Россия, проигрывая дела в международных судах, будет предлагать украинской власти различные "пряники", дабы Киев смягчил свою риторику.
"Пока у власти нет системного видения, что делать с Крымом даже в среднесрочной перспективе, все остальные тактические вопросы (в том числе и проблема днепровской воды) будут спекулятивными. Обе стороны могут использовать водную блокаду как инструмент выбивания политических бонусов. Условно говоря, Москва требует внести изменения в Конституцию, вписать туда "особый статус" для ОРДЛО. Офис президента, допустим, отвечает: смягчите свои условия, и мы, возможно, дадим в Крым воду. Не исключаю, что такие разговоры, к сожалению, могут идти", - предположил в разговоре с "Апострофом" руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.