Законопроект изменит административное устройство Украины, введет институт префектов и даст президенту возможность увольнять местных топ-чиновников
1. Новое территориальное устройство
Громада - округ - область. Города, поселки и села объединят в громады, которые станут низшей единицей терустройства. Они должны будут регистрироваться как юрлица. Громады будут объединятся в округ, округ – в область.
2. Никаких спецстатусов в Конституции
Отличаться будет лишь оккупированный Россией Крым, но у Севастополя уберут спецстатус. Этот же статус заберут и у столицы. Правовой статус Киева будет регулироваться законом. То же самое касается и оккупированныых Россией районов в Луганской и Донецкой областях. Особого статуса в Конституции у них не будет. Но статусы общин, округов и областей можно будет регулировать отдельными законами.
3. Префект вместо главы администрации
Местные государственные администрации заменят Офисами префектов. Префект назначается президентом с подачи Кабмина. Он будет представителем государства в округах и областях. Его задача – следить за законностью решений местных органов. Он сможет попросить президента или суд отменить решение местной власти, если оно связано с сепаратизмом или противоречит законам. Префект может занимать должность три года и не больше одного раза. Отчитывается перед Кабмином и президентом.
4. На год меньше срок полномочий местных властей
Полномочия местных депутатов ограничат четырьмя годами (сейчас - 5 лет). Это же касается главы громады. Ежегодно должен меняться глава окружного или областного совета. При этом президент может остановить полномочия досрочно, если префект сообщит ему о нарушении закона чиновником.
5. Год на объединение и выборы
Дедлайн для всех изменений в терустройстве – 1 марта 2021 года. К этой дате местные госадминистрации должны передать права Офису префекта. В течение трех месяцев после вступления в силу законопроекта должны пройти местные выборы.
Три мнения о реформе
Глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко называет главный негатив идеи Зеленского: президент сможет досрочно распускать органы местного самоуправления. В документе много юридических недостатков, неоднозначные по содержанию и непонятные по назначению нормы. Не согласен Колиушко и с решением президента исключить префектов из исполнительной власти. Колиушко обращает внимание, что по представлению префекта, президент сможет останавливать решение местных властей, хотя в другой норме написано, что для этого необходимо обратиться в суд.
Эксперт программы U-LEAD Виктор Венцель также обращает внимание на неопределенный статус префектов. "Как по мне, то следует более четко определить статус префекта - он представитель президента, КМУ (или обоих вместе), или он осуществляет функции исполнительной власти", – сказал он LIGA.net. Эксперт считает, что необходимо ввести ответственность префектов за незаконные действия, чтобы они не злоупотребляли положением.
Первый замглавы исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации общин Иван Фурсенко тоже высказывается о нечеткости полномочий префектов – в законопроекте указывается, что они могут выполнять и другие полномочия. "Считаю, что их полномочия должны иметь исчерпывающий перечень с целью недопущения злоупотреблений", – заявил эксперт. Фурсенко считает, что для нормального функционирования необходимо уровнять срок полномочий глав окружного или областного совета с местными депутатами, то есть по четыре года.