«Мать занимается домом и стимулирует воспитательный потенциал мужа»: лекции в школах возмутили родителей
С сентября этого года некоторые украинские школы ввели в образовательную программу курс «Основы семьи». Это факультативный урок, на котором старшеклассников учат, как выбрать будущих мужей или жен, устроить счастливую семейную жизнь, планировать и воспитывать детей.
В конце 2018 года Министерство образования решило, что такой курс «не повредит образовательному процессу», но некоторые родители увидели в учебнике чрезмерную религиозность и дискриминацию и попросили министра образования и науки Анну Новосад проверить его еще раз. Специальная антидискриминационная экспертиза обнаружила в учебнике ряд тезисов, нарушающих законодательство. Корреспондентка theБабеля Катерина Коваленко побывала на уроке по «Основам семьи» в Черкассах, прочитала учебники и рассказывает, что предлагают изучать старшеклассникам.
В черкасской школе № 21 последний урок начинается в 14:20. Шестнадцать десятиклассников неспешно заходят в класс и спорят, как рассесться. Смех стихает, когда в класс заходит учительница. Мария Коляденко объявляет, что сегодня речь пойдет о любви, и начинает урок. Эти ученики одни из первых в Украине, кто начал изучать предмет «Основы семьи». На предыдущих занятиях они уже обсудили выбор достойного партнера, брак и роли мужчины и женщины в супружеской жизни.
Программа «Основ семьи» рассчитана на два года — для 10 и 11-х классов общеобразовательных школ. Курс факультативный, так что школы сами решают, хотят ли его преподавать. В теории дети могут выбрать другой факультатив, но на практике такое бывает редко. Оценок за него не ставят, но посещение важно. «Сказали ходить обязательно», — шутят три ученицы. По подсчетам автора курса Адриана Буковинского, предмет читают в более 120 украинских школах. Это менее одного процента от общего количества средних школ, которых в Украине более 16 тысяч.
Мария Коляденко раздает детям листочки и просит продолжить два предложения: «Любовь — это...» и «Любить другого человека означает...». Десятиклассники что-то пишут, смеются и советуются между собой. Через несколько минут зачитывают свои варианты: заботиться, принимать, поддерживать, вместе мечтать и доверять. Один из парней отвечает, что любви не существует, еще одна девушка считает, что это «неопределенное понятие».
Если парень и девушка вступают в интимные отношения, то за этим почти всегда наступает разрыв отношений. Здесь даже не нужно опираться на какие-то научные исследования.
Уровень разводов среди пар, которые имели половые отношения до брака, более чем на 50% выше, чем среди тех, которые воздерживались до брака.
Поскольку это только начало курса, темы пока что общие, рассказывает учительница. Далее по программе будут уроки о половой жизни, контрацепции, браке, планировании и воспитании детей. Автор курса Адриан Буковинский описывает в книгах единую модель счастливой семьи: молодые мужчина и женщина женятся, венчаются, в ближайшие несколько лет становятся родителями, мать в основном занимается домашними делами и «стимулирует воспитательный потенциал мужчины». Дети растут в религиозной христианской семье, где им прививают мораль и любовь к Богу.
«[В учебнике] очень много такого, что нужно детям. Вот, например, плодовитость супружеской пары. Методы распознавания плодовитости. Много прекрасных тем», — рассказывает theБабелю директор черкасской школы Светлана Осадчая. Именно она решила ввести в учреждении «Основы семьи». С родителями старшеклассников она не советовалась, потому что о курсе узнала летом — во время каникул. «Наш инспектор в Департаменте образования предложила такой курс, сказала ознакомиться с темами. И кто хочет — выбрать для своей школы. Я почитала, посмотрела и выбрала такой курс», — говорит Осадчая. Посоветовавшись с учителями, директор поручила преподавать предмет Марии Коляденко, которая работает в школе социальным педагогом: «Она у нас такая приятная в общении, сама семейная, имеет свои семейные ценности. Навязывать мы не можем, но в общении они находят истину». По ее словам, все дети с удовольствием ходят на этот урок, родители тоже не против. Сами десятиклассники также говорят, что «урок полезен и пригодится во взрослой жизни».
Директор школы №21 в Черкассах Светлана Осадчая.
В некоторых школах «Основы семьи» ввели в обязательном порядке. Например, Тернопольский городской совет распорядился поэтапно внедрить предмет во всех государственных школах города. Решение приняли после того, как электронная петиция с просьбой ввести такой курс собрала 314 подписей из 300 необходимых.
«Контрацепция противоречит природе семьи, а назначение женщины — давать жизнь»
Автор курса Адриан Буковинский называет себя «экспертом по преодолению семейных проблем», проводит тренинги и семинары по семейной жизни. Он написал ряд книг о семейных и христианских ценностях. Буковинский возглавляет Всеукраинский благотворительный фонд «Семья», а с 2006 года также был руководителем программы «Счастливая семья» Главного управления по делам семьи, молодежи и спорта Киевской городской госадминистрации. В 2016 году он почти стал уполномоченным Кабинета министров Арсения Яценюка по вопросам семьи. Правительство сначала назначило Буковинского на эту должность, но вскоре отозвало из-за скандала с его высказываниями. Мужчину обвинили в гомофобных взглядах из-за того, что ранее он сравнил геев и лесбиянок с педофилами, некрофилами и зоофилами, назвав их «звеньями одной цепи». Позже Буковинский сказал, что против него организовали информационную кампанию.
Буковинский сам разработал курс «Основы семьи» и предложил его Министерству образования и науки. В конце 2018 года МОН рекомендовал преподавать курс в старших классах. По процедуре, экспертизу проводила специальная комиссия при Институте модернизации содержания образования. Как рассказала theБабелю ее секретарь Леся Корецкая, члены комиссии решили, что курс «не помешает образовательному процессу», и дали ему положительную оценку. Классы, в которых появились уроки по «Основам семьи», должны сами заказать учебники на сайте Буковинского. Комплект из двух книг стоит 250 грн.
Иллюстрация из учебника «Основы семьи», 10 класс. Тема «Духовная зрелость».
Учительница черкасской школы Мария Коляденко решила преподавать предмет без учебника. По ее словам, в книжках есть «спорные моменты», поэтому некоторые темы она будет рассматривать поверхностно. «Есть некоторые задания религиозного направления. Иногда что-то стоит пропустить, потому что дети в одном классе могут придерживаться разных религий. Если я знаю, что может быть конфликт, то тему буду поднимать мягче», — объясняет она theБабелю. Другой тяжелой темой учительница считает раздел о контрацепции и абортах. Урок запланирован на второй семестр, но она еще не уверена, будет ли его проводить.
Учебник по «Основам семьи» довольно бегло рассказывает о видах контрацепции, не описывая ни один из них. Согласно учебнику, контрацепция является неэтичной и противоречит природе семьи. Автор останавливается лишь на плодовитости женщины, утверждая, что она может забеременеть только в определенные дни — рассчитывая их , супруги могут планировать детей. При этом абортам уделено несколько страниц: автор перечисляет множество негативных последствий, ожидающих женщину, если она прервет беременность, и дает моральную оценку. «Предназначение женщины — давать и оберегать жизнь. Убийство ребенка противоречит природе женщины», — говорится в разделе. «Я не готова сказать, как дети воспримут эти темы. Они уже взрослые, почти совершеннолетние. И многие из них уже ведут половую жизнь. А вдруг такие ситуации [аборты] уже у кого-то были, или у мамы, или у подруги... Вдруг кого-то эта тема задевает», — говорит учительница.
Недовольные родители обратились в МОН, там проверяют учебники повторно
Это уже не первая попытка ввести в школах подобный курс. В 2016 году МОН рекомендовал и почти сразу запретил для факультативов учебник «Семейные ценности» для 8—9 классов. К курсу возникло немало вопросов, в частности из-за гендерных стереотипов. Авторы, например, писали, что «настоящая женщина никогда не спорит», а «мужчина — творец, который всегда стремится к новизне». После скандала министр образования и науки Лилия Гриневич признала, что курс «Семейные ценности» «не соответствует гендерной чувствительности», с него сняли гриф о рекомендации к преподаванию и не ввели в школьную программу. Соавтором того курса была Леся Корецкая — та самая глава комиссии Института модернизации содержания образования, которая дала положительную оценку «Основам семьи» Буковинского. Он, в свою очередь, использовал ее учебник «Семейные ценности», когда писал свои книги.
Когда предмет Буковинского появился в украинских школах, его начали активно обсуждать в Facebook-сообществе «Батьки SOS». Некоторым родителям не понравился курс, из-за чего они обратились к министру образования Анне Новосад. «В книжке есть серьезная христианская православная составляющая, и родители обеспокоены из-за этого, особенно те, которые исповедуют какую-то другую религию. У нас вроде бы светское государство, а детям на вроде бы нерелигиозном курсе безальтернативно предлагается православный христианский подход к мировоззрению», — объясняет theБабелю внештатная советница министра образования Анны Новосад Елена Масалитина, которая общалась с недовольными родителями. В письме родители просили провести антидискриминационную проверку курса «Основы семьи».
Автор «Основ семьи» Адриан Буковинский в комментарии theБабелю называет родительское обращение «эмоциональным». Он уверен, что его курс соответствует всем требованиям и не видит в нем ничего дискриминационного: «Программа была одобрена как вариативная часть образовательного процесса. Если школа считает нужным выбрать курс «Основы семьи», она это делает. Учебники, которые печатаются за государственный счет, не обязаны проходить антидискриминационную экспертизу. Все было проведено согласно процедуре, которой требует законодательство Украины, абсолютно».
Антидискриминационную экспертизу действительно обязаны пройти только курсы из обязательной учебной программы, подтвердили theБабелю в Институте модернизации содержания образования. Но, по словам советника министра Елены Масалитиной, ее все же провели после обращения недовольных родителей. «Там есть положительные вещи, достойные внедрения в школе, но есть и вещи, противоречащие действующему законодательству», — рассказала она о предварительных результатах проверки. Сейчас заключение экспертов изучают юристы Министерства образования и науки, после этого его должны передать министру Анне Новосад.