Это – абсолютный рекорд в исполнении украинского парламента: до сих пор Рада никогда не принимала бюджет насколько рано. Также, это первый случай в украинской истории, когда депутаты вписались в требования Бюджетного кодекса, который предписывает принятие сметы страны на следующий год не позднее 20 ноября.
По сравнению с первой версией бюджета, поданной Кабинетом министров в сентябре, изменений было немного: бюджет остался довольно консервативным. Расходы и доходы вырастут к 2019 году примерно на уровень инфляции – 6-6,5%.
Полная версия бюджета-2020 будет опубликована на сайте Рады позже. LIGA.net публикует ключевые цифры документа.
По лекалам Гройсмана
Проект бюджета, поданный Кабмином ко второму чтению констатировал: несмотря на обещания новых властей о скором экономическом прорыве, Украина и в 2020 году будет жить с теми же приоритетами, финансовыми возможностями, которые были у правительства Владимира Гройсмана.
Кабмин видит два сценария развития экономики на следующий год: реалистичный – 3,7% роста ВВП и оптимистичный – 4,8% (изначально премьер Алексей Гончарук говорил об амбициях нового Кабмина в 5% уже в 2020-ом и 7% в последующие годы). Бюджет сверстан на основании реалистичного макропрогноза.
Отсюда и скромный рост доходной и расходной частей бюджета: лишних денег у страны не будет, при этом в 2020-м НБУ и Минфину нужно будет выплатить или рефинансировать около $9 млрд валютного долга.
Еще одна сложность – курс доллара, от которого зависят поступления от импортного НДС, который собирает Таможня. Обратная сторона – снижение гривневой стоимости обслуживания валютных долгов. Бюджет сверстан на среднегодовом курсе доллара 27 грн/$ и 27,5 грн/$ – на конец года.
Между чтениями авторам бюджета удалось сократить дефицит бюджета на 855 млн грн или на 0,9%.
Прожиточный минимум как в 2019
Соцстандарты – одни из главных “жертв” не столь высокого, как ожидалось, экономического роста. Замечание по этому поводу Кабмину сделал и бюджетный комитет Рады: в выводах к подаче проекта на второе чтение депутаты отметили, что правительство проигнорировало поручение найти ресурсы для повышения прожиточного минимума (к нему привязаны многие соцвыплаты) – в 2020 году он останется на уровне 2 123 грн.
Дополнительная претензия – Кабмин так не разработал предложений о повышении выплат при рождении ребенка. Зато правительство повысило коэффициент для выплат для малообеспеченных семей с детьми с 85% до 130% от прожиточного минимума (правда, вступает в силу только с июля 2020 года).
Загадочные зарплаты учителям и оборонный рекорд
Направления расходов, за которые Кабмин традиционно подвергается критике – медицина и образование – в 2020 году увеличатся на 23 и 16% соответственно.
В медицине ко второму чтению добавили 3,2 млрд грн на закупку лекарств (программа “Доступные лекарства”), 1 млрд на оснащение стационарных больниц, 0,4 млрд – на оплату лечения граждан за границей.
Дополнительные расходы в образовании: 3,5 млрд на закупку оборудования для школ в регионах, 3,7 млрд – на “соцзащиту отдельных педработников”, но согласно выводам депутатов, эта статья расходов описана очень неконкретно.
Бюджет Пенсионного фонда между чтениями не изменился (173 млрд грн), размер субсидий тоже – 48 млрд (в 2019-м было 56).
Расходы на оборону не изменились: 245,8 млрд грн или 5,5% ВВП – рекордный показатель в истории.
Читайте также: Монетизация субсидий и льгот по-новому: главные вопросы и ответы