"Я уберу эту мафию": нардеп Александр Качура рассказал, как оценщики хотят забрать 9 миллиардов из бюджета
Если вы хотите знать, благодаря кому существует партия "Слуга народа" и именно этому бренду принадлежит большинство, тогда знакомьтесь. Александр Качура – 29 лет, юрист. Несмотря на молодой возраст, он принимал участие в создании 30% украинских партий. И даже тех политиков, которых признано считать именитыми юристами. Впрочем, имен клиентов он не называет.
В последний месяц Александр Качура консультировал Офис президента по вопросу перезагрузки ЦИК, он один из авторов радикальной версии закона о столице, которую не рискнули взять за основу. Однако, Качура и дальше будет настаивать, чтобы мэр и глава КГГА были разными людьми. Депутат готовит законопроект о лоббизме, а также пошел на открытый спор с активистами из-за законопроектов о площадках Prozorro.
Как молодой юрист зарегистрировал партию "Слуга народа", как будет выглядеть новая избирательная система, почему в ЦИК попали и старые члены, и брали ли с них клятву верности, когда будут местные выборы и будут ли они досрочными, а также о связях некоторых авторов законопроектов с мафией, читайте в интервью.
Я хоть и молодой, но за свою жизнь много партий создал
- Полгода назад я разговаривала с Иваном Бакановым, и он мне рассказал о загадочных друзьях-юристах, которые его предупредили, что в Минюсте кто-то хочет зарегистрировать партию "Слуга народа" и сыграли с невидимым врагом на опережение. Я так понимаю, это были вы?
- Да, друзья – это мы (смеется).
- Тогда расскажите, как вы стали другом Зеленского и как узнали о возможном "рейдерстве"?
- Это было все несколько лет назад, я как политический юрист работал со многими политиками, консультировал в сфере политической адвокатуры. В свое время Иван Геннадиевич (Баканов, - ред.) привел меня к Владимиру Александровичу, чтобы я его проконсультировал по политическим моментам, в том числе по избирательной системе и как все взаимодействует в государстве. То есть я выступил одним из консультантов.
На тот момент никакой идеи идти на выборы и создать партию ни у Зеленского, ни у Баканова не было, но ее уже активно ставили в соцопросы. А я хоть и молодой, но за свою жизнь много партий создал, наверное, процентов 30 украинских партий создавались при моем участии.
- Это какие – серьезные или технические, которые под выборы продаются?
- Конечно, серьезные, в том числе и парламентские. Которые были в предыдущих и в этом созыве.
- Можете назвать?
- Одну из них вы точно знаете.
- "Слуга Народа" и…?
- Это сказали сами доверители, а остальных называть мне не позволяет адвокатская тайна, как и то, кого из журналистов я защищал раньше в суде и которые меня сейчас очерняют.
- Эти адвокатские тайны мешают вашей политической работе, может, не можете с кем-то вступать в отрытую дискуссию?
- Нет. Я еще когда шел на выборы со всеми разорвал договора, это очень ударило по компании, мои партнеры были очень не довольны, что мы больше не работаем с политиками, а работаем только с одной партией. Причем работаем еще и на волонтерских началах. Но я поверил Зеленскому и что мы можем поменять страну, это стало для меня на первый план. Возвращаясь к истории создания партии – мне стало известно, что в Минюсте готовится регистрация партии "Слуга народа". А законодательство Украины такое, что может быть ООО "Ромашка" и ООО "Ромашка+", но партий с одинаковым названием быть не может. И если бы кто-то зарегистрировал партию "Слуга народа", то Зеленский не смог бы им воспользоваться больше. И тогда мы решили действовать. Я подал пакет документов, и мы зарегистрировали партию. С тех пор мы могли спать спокойно, что этим брендом никто не сможет манипулировать и обмануть избирателей.
- А откуда вы знали Баканова?
- Нас познакомили наши общие друзья.
- А с "Кварталом" вы никак не сотрудничали до этого?
- Нет. Меня привлекли именно как политического юриста для консультаций.
- И почему вы поверили, что Зеленский – это точно что-то новое, что его не используют другие политики или бизнесмены?
- У нас были встречи с Зеленским, когда я начал консультировать, я видел, как он относится к команде - ведь за последние 15 лет от них никто не уволился и не ушел. Он настоящий лидер. Говорят, что ему не хватает знаний, но он юрист по образованию и у него юридическое мышление, поэтому мы быстро поняли и нашли друг друга.
- Честно говоря, во вчерашнем спиче, что весь фейсбук вам скажет, что Пашинский – злодей, юриста было мало, как и в пассаже про громкие дела к 1 ноября.
- Президент же должен быть в первую очередь человеком.
- Мне кажется, цель была - просто быть понятным и нравиться своим избирателям, а не соблюдать норму закона.
- А разве плохо, чтобы президент нравился своему народу? Но он и своими действиями должен подтверждать, что он работает для страны.
Так вот тогда я понял, что Зеленский – это человек, который близок мне. Потому что я много лет работал с политиками и часто видел, что в разговоре они одни, а на трибуне совсем другие. Здесь же такого диссонанса не было. И это меня впечатлило, потому что это большая редкость. Я, например, знаю политика, у которого любимое развлечение смотреть дома с друзьями под пиво, какую он дичь втирал.
- Это кто? Политик популярный в былые годы среди селянок и коров?
- Я не буду его называть, пусть читатель догадается сам.
Так вот, в отличие от этих политиков, слова Зеленского не расходятся с делами. Он человек, который не воровал заводы, не сидел на трубе, а создал свой интеллектуальный продукт, вел честный бизнес..
- Что не мешало ему вести его через оффшорные компании…
- Такие компании нужны для международных сделок, потому что никто не хочет подписывать сделки с украинскими компаниями, потому что они считаются рисковыми. А контент продается по всему миру и очень успешно.
- Господин Шефир часто говорит, что хочет снять в Украине оскароносный фильм, а что было бы для вас политическим "Оскаром"? Переизбрание партии на второй срок?
- Для меня самым большим "Оскаром" будет благодарность людей. Чтобы я мог спокойно выйти на улицу и люди говорили мне: "Спасибо, вы действительно много сделали для страны".
- Смотрите, есть пример Грузии, где Саакашвили много сделал реформ, но при этом значительная часть грузин его не любит.
- Хотелось бы, чтобы люди были довольны результатом нашей работы. Чтобы бизнес развивался, чтобы не было в судах так, как сейчас, чтобы правоохранительная система оберегала граждан, а не некие группы. И тогда я бы с чистым сердцем через 5 лет вернулся к юридической практике.
- Почему в Раде вы пошли в комитет местного самоуправления, а не правоохранительной деятельности или правовой политики?
- Я изначально планировал идти в правоохранительный комитет, но поскольку у нас стоит задача реформировать избирательную систему, а я специалист именно в этой сфере, то я выбрал этот. Потому что наши приоритетные задачи - разработка нового избирательного кодекса и завершение децентрализации, чтобы люди наконец-то получили свои основоположные права. Потому что у нас произошла некая избирательная революция, но не благодаря хорошему законодательству, а вопреки.
- Да, вы дали франшизу многим новым лицам, не скажу, что с улицы, но часто маловесомым.
- У нас нет людей с улицы, все проходили собеседования, все чего-то добились в жизни до избрания. Разве что если считать человеком не с улицы тех, у кого есть родственники влиятельные, тогда мы с улицы, конечно.
- Но есть же родственники из власти у многих ваших коллег. Например, к Ольге Коваль были вопросы о том, кто руководит штабом в Киевской области – она или ее отец, работавший в Киевской ОГА.
- Думаю, что это скорее надуманная информация кем-то из конкурентов или теми, кто конкурировал за то, чтобы возглавить штаб. Помните, когда одни говорили мы – Зе!команда, а другие – нет, мы. А Ольга, могу сказать, хороший специалист и на нее нет внешнего влияния.
Я буду настаивать на правке, что мэр и глава КГГА – два человека
- Ок. Давайте все же о проблемах насущных – закон о столице, который ждет второго чтения, многие считают политическим и средством борьбы с Кличко.
- Я считаю, что этот закон давно назрел. Я был автором другого законопроекта, более жесткого. Но задача одна – сбалансировать отношения мэра и главы КГГА. Потому что многие годы это был один человек, который сначала давал поручения, а потом шел исполнял. Я даже интересовался – в КГГА есть два разных кабинета для мэра и главы КГГА. Правда, Кличко одним из них не пользуется.
Я считаю, что это должны быть два разных человека. Мэр должен задавать политику, видение, повестку дня в образовании, медицине, глава администрации должен быть менеджером, который руководит коммунальными предприятиями, и быть хозяйственником.
- Вы были автором более жесткого законопроекта в плане полномочий главы КГГА и его права вето. Почему выбрали более мягкий вариант?
- Так мы определились с коллегами, чтобы не было обвинений, что мы узурпируем власть.
- Я уже задавала этот вопрос Дмитрию Гурину и задам вам: когда я читаю текст законопроекта № 2143-3, где функции КГГА переданы магистрату, который исполнительный орган для мэра, я не понимаю, зачем вообще глава КГГА?
- Он несет контрольные функции. Он может останавливать решения. Я буду настаивать, чтобы эти правки включили.
- Также как и на уточнение, что мэр и глава КГГА – два разных человека?
- Да.
- А сколько противников этой нормы у вас во фракции?
- Я такую социологию не проводил. Но, надеюсь, я смогу их убедить. И это будет в русле децентрализации и полномочий префектов. И у нас будут мэр с магистратом и есть глава администрации (префект). Так вот суть префекта, если выделяется какой-то участок, и есть сомнения в законности решения, он может остановить это решение. Также как и другие решения, несвойственные советам, неконституционные, например, об отделении из состава Украины, не дай Бог.
- Вы будете прописывать, что этот человек должен иметь юридическое образование, потому что иначе непонятно, как он будет определять незаконность?
- Я считаю, что это должен быть профессионал, и даже чтобы была профессия префекта – так же, как профессия нотариуса или адвоката. И чтобы этот человек не задерживался в одном месте, чтобы не создавать коррупционные связи в регионе.
Я также предлагал коллегам, чтобы мы назначали глав обладминистраций из других регионов, чтобы у них не было связей, и это показывает хороший результат.
- Кстати, кто занимается подбором кадров в ОП – Богдан, Трофимов?
- Этим занимается первый зам Офиса Сергей Трофимов. Он курирует соответствующий департамент. Там есть процедура проверки отбора. В некоторых областях уже создана система "Лифт", где люди оставляют заявку на сайте, проходят тест на знание законов, проходят психологический тест. И я лично знаю многих людей, которые оставили заявки на этом сайте и потом были назначены главами в районные администрации.
- Согласно концепции децентрализации, будут ликвидироваться райсоветы. Тогда зачем вы их восстанавливаете в Киеве?
- Потому что это особенности мегаполиса, чтобы он решал проблемы людей. Сейчас на депутата Киевсовета приходится больше людей, чем на депутата парламента.
- И поэтому вы сокращаете их число со 120 до 80?
- Сейчас объясню, почему так. Есть 80 депутатов Кивсовета, которые закрывают общие концептуальные вещи – градостроения, инфраструктуры, бюджета. А районные советы будут заниматься вопросами локальными – где школу отремонтировать, где дорогу, где трубы протекают. Они решают, куда направить средства. Потому что к этим депутатам люди смогут дойти, а к депутатам Киевсовета – никак. И мы по европейской модели должны привязать советы к количеству школ.
- Вы также привязываете депутата Киевсовета к рабочему месту и переводите его на зарплату…
- Чтобы они эти функции выполняли на постоянной основе, а не раз в пару месяцев. Потому что, если депутат будет получать зарплату, он не сможет заниматься бизнесом. Чтобы не было такого как сейчас, когда застройщики идут в депутаты и выделяют землю своим же компаниям.
В результате того, что мы ликвидируем районные администрации, мы передадим эти деньги на местных депутатов – то есть бюджет в этом плане не пострадает.
- Когда вы планируете принять законопроект – на следующей пленарной неделе?
- Сейчас его дорабатывает комитет, мы провели общественные слушания, собрали около тысячи правок, и когда мы найдем консенсус с авторами альтернативных законопроектов, тогда мы его запустим в зал.
- Ваши оппоненты из фракции "ЕС" 2 недели назад говорили, что вы спешите с этим законопроектом, чтобы провести выборы 8 декабря. Но по тому, что говорите вы, у меня есть сомнения. Будут выборы в Киеве в начале декабря?
- Я сторонник того, чтобы все выборы проводить вместе, по всей Украине. А не по отдельности в каком-то регионе. Если мы завершим процесс формирования ОТГ весной, тогда весной. Если нет, то позже.
Да, есть города, где нет мэра, где не принимаются бюджеты, не ремонтируются дороги, как у меня в родной Сумской области есть такой прецедент, и там нужно решить вопрос перезапуска власти. По Киеву у нас есть механизм воздействия – это назначение главы КГГА, и я надеюсь, что президент этой возможностью воспользуется. Хотя основания для дострочных выборов есть. Во-первых, Киевсовет не собрался на очередную сессию. Во-вторых, у нас как парламента есть возможность прекратить полномочия Киевсовета в случае грубого нарушения законодательства. Есть решения судов – я их сам анализировал – которые эти нарушения подтверждают и признают действия мэра и Киевсовета незаконными.
- Много таких решений?
- Десятки.
- Они приняты сейчас, у команды Кличко будут основания говорить, что окружение Зеленского инспирировало эти суды?
- Нет, эти решения принимались до того, как Зеленский стал президентом. Они касаются закупок, тендеров, нарушения прав граждан. И эти судебные решения дают нам возможность уже сейчас распустить Киевсовет. И если они не будут работать, принимать нужные городу решения, создавать проблемы для главы КГГА, тогда мы будем вынуждены провести досрочные выборы.
Я инициировал расследование коррупционных действий Кличко и Микитася
- Есть мнение, что новоназначенный глава КГГА и станет кандидатом в мэры, но начало работы зимой со всеми проблемами с коммуналкой существенно испортит его шансы и подкосит рейтинг.
- Мы не боимся этого, человек покажет – работает он для города или нет. Там Виталий Владимирович приходил на комитет, и я его спросил: "Когда будет достроен Шулявский мост?". Он ответил: "До конца года". Сейчас у нас конец года не за горами, а работы не видно - я ехал к вам на встречу 2,5 часа, чтобы одолеть эту развязку. И я инициировал с коллегами расследование по поводу коррупционных действий Микитася и Кличко. Также я направил депутатский запрос по поводу тендерных процедур, которые касались строительства моста. Потому что Микитасю нужно еще 1,5 миллиарда, чтобы достроить мост. А мне непонятно, как можно было проектировать мост, если нужно было сносить цех завода "Большевик". Как проводилась закупка, если мост входил изначально прямо в цех? Я общался с руководителем завода – это помещение нельзя продать, это не коммунальная собственность. Как тогда они собирались строить мост? Я слышал, что у советников Виталия Владимировича была "гениальная" идея пару раз ударить сваями, чтобы здание завалилось и они смогли продолжить стройку. Я не хочу никого ни в чем обвинять, пока нет решений суда – это адвокатская привычка – но складывается мнение, что человек не на своем месте. И избиратели тоже дали этому свою оценку, когда люди Кличко не победили ни на одном округе в Киеве. Я не понимаю, зачем он собирается еще идти на выборы…
- Знаете, вашу команду часто обвиняют в некой предвзятости, когда вы воюете с Кличко, но совсем не видите, что делают Кернес или Труханов. По ним вы делали такие же проверки судебных решений, как по Кличко?
- Да, анализировали. Мы взяли информацию по всей Украине. Мной была создана аналитическая группа месяц назад, мы проанализировали по всем городским советам, некоторым сельским и областным, какие есть проблемы. Какие принимались решения, есть ли нарушения. Через пару недель мы презентуем эту аналитику коллегам, сделаем инфографику. Также я направил депутатские запросы в правоохранительные органы по нескольким областям, и я тоже дам свое видение, где главы облсоветов и городов просто зашкварились и нужно срочно принимать по ним решение, чтобы остановить их коррупционные схемы.
- Я так понимаю, что все же у вас нет понимания, будут ли местные выборы весной или все же осенью.
- Если выражаться терминологией букмекеров, то я бы ставил 70%, что будут весной выборы и 30%, что они будут в другое время.
- Интересно, а когда будет принят новый избирательный кодекс?
- У нас есть планы сделать это в течение этих 2 месяцев. Мы собрали общественные оранизации, обсудили все правки, в том числе которые предложил президент в вето. Сейчас это стопка бумаги где-то таких размеров (поднимает руку от стола до шеи), если мы будем интенсивно работать каждый день, мы справимся. Главный посыл президента – убрать мажоритарку и ее коррупционные риски.
- Модель местных выборов вы тоже меняете?
- Да, не может быть такого, чтобы были округа, которые не представлены своим депутатом. Авторы предыдущего законопроекта явно перемудрили. Причем поняли это на собственной шкуре, когда один из них не смог избраться в Киевсовет. И потом матерился, потому что все пошло не так.
- Из закона по Киеву я вижу, что вы делаете пропорциональную систему на высшем уровне, а на уровне районов или ОТГ оставляете мажоритарку.
- Если мы говорим о парламенте, то это пропорционалка и, надеюсь, коллеги нас поддержат. Идея в том, что кандидат будет включен в общий список, но подкупить всю страну у него не будет возможности. Для этого ему понадобится миллиард. Но он может ездить по стране и зарабатывать свой рейтинг, чтобы продвинуться вверх с установленного партией места в списке. Мы уже разработали макет бюллетеня, он будет достаточно простым.
Дальше. Областные советы должны формироваться по принципу представительства всех ОТГ. Не так как сейчас в Днепропетровской области, например, когда практически все депутаты из Днепра. Мы хотим, чтобы в зависимости от размера ОТГ, у него было 1 или 2 депутата в облсовете. Там тоже будут пропорциональные открытые списки, где каждый депутат сможет продвигаться вверх.
Районных советов не будет, так как они не будут выполнять никаких представительских функций после формирования ОТГ, но будут префекты, которые будут следить за выполнением законов органами власти.
А в сельсоветах – в партийной системе нет смысла, потому что выбирают депутата от улицы, человека которого знают и который будет заниматься проблемами людей, а не представителя партии.
- Изменения в Конституцию по децентрализации будут тоже в течение двух месяцев?
- Я хотел бы, чтобы это произошло до конца года, но заработает все уже в следующем году. Мы хотим дать возможность всем ОТГ самостоятельно объединиться – у них есть возможность до следующего года и потом еще немного, чтобы добровольно объединиться.
Никакой группы Стефанчука не существует
- Давайте оставим тему работы комитета и поговорим о фракции "Слуга народа". Мне не раз приходилось слышать, что есть некая группа Стефанчука, которой одной позволено писать законы, а всем остальным запрещено. Правда?
- Нет, неправда. Посмотрите, сколько я подал законопроектов.
- Вы в группу Стефанчука не входите?
- Нет, я думаю это все придумали наши оппоненты или ваши коллеги в рамках какой-то конспирологии. Нет такого понятия как группа Стефанчука, да и по группам деления нет. Есть только группа Владимира Зеленского.
Вот сейчас хочу инициировать закон о лоббистской деятельности и адвокации. Мы в рамках нашего комитета проводили круглый стол. И я обозначил в партии, что хочу заниматься этим вопросом. 28 октября будет более широкое обсуждение на круглом столе с экспертной средой, и тогда мы уже представим законопроект.
Я подаю много своих законодательных инициатив и ни с кем их не согласовываю. Так это было с законопроектом о запрете притравки животных. Эта инициатива много лет ходила, я решил ее внести.
- Несколько раз вы также не голосовали за поданные законопроекты.
- Я не голосовал только за отмену адвокатской монополии. Также один день я не голосовал, потому что в этот день был в Варшаве на форуме по вопросам безопасности. У меня там была личная встреча с генсеком ОБСЕ, с Томасом Гремингером. Это была первая встреча после заявления нашего президента Владимира Зеленского по формуле Штайнмайера.
- Были ли с их стороны попытки навязать какую-то позицию, потому что миссия ОБСЕ в зоне конфликта не всегда видела, что стреляют с той стороны, и какая в этом роль России?
- Нет, мой основной разговор был о том, что мы как депутаты хотели бы, чтобы Российская Федерация как член ОБСЕ не принимала участия в мониторинговой миссии во время выборов по объективным причинам. Томас Гремингер сказал, что этот вопрос будет дискутироваться.
- Как вам кажется, когда могут произойти выборы на оккупированных территориях?
- Это сложный вопрос, такой ситуации нет нигде в мире. И даже если бы мне хотелось, чтобы это было быстрее, то сначала мы должны обеспечить полный контроль на территории, чтобы наша полиция зашла на эти территории, военные взяли под контроль границу с РФ, и когда мы будем уверены, что волеизъявление будет проходить не под давлением, тогда только можно проводить выборы согласно законам и Конституции Украины. И тогда уже эксперты ОБСЕ и других организаций будут делать выводы, что выборы прошли согласно нормам международного права.
- Со стороны ОБСЕ не звучало, что давайте, ребята, решите побыстрее этот конфликт, потому что мы от вас устали?
- Нет, такого не было. Генеральный секретарь ОБСЕ сказал, что он всецело поддерживает Украину, но мы должны понимать, что все наши международные партнеры представляют интересы своих стран. Но при этом на форуме главной была мысль, ее озвучил министр иностранных дел Польши, что в наше время очень сложно обеспечить безопасность своей страны. Что сейчас речь идет только о коллективной безопасности, потому что от каких-то глобальных процессов можно только вместе спасаться. Надеюсь, все наши партнеры это понимают, что мы должны вместе объединиться и помочь нам защититься от тех процессов, которые происходят.
- Ваши слова о коллективной безопасности заставили меня вспомнить резонансное заявление вашей коллеги Ирины Верещук, что Украина вряд ли получит членство в НАТО, поэтому не нужно туда, грубо говоря, ломиться. Вы как считаете, нам нужен зонтик НАТО?
- Нам нужно выбрать максимально выгодную модель – если нам выгодно НАТО, чтобы защитить интересы Украины, тогда да. Если будут другие форматы – то взять их, но чтобы это было в интересах Украины. Ну и нужно приводить свою армию к стандартам НАТО, чтобы нас хотели пригласить.
- Мне кажется, что вопрос НАТО может стать для вашей фракции очень разъединяющим. Не секрет, что относительно вас даже в журналистской среде есть некоторое ожидание, когда же вы наконец-то посыпетесь. У вас уже были конфликты во фракции и по паевому взносу, и по 1009.
- По 1009 я могу вам детальнее объяснить. Там были изменения в КПК по неприкосновенности. Норма о снятии неприкосновенности уже зафиксирована в Конституции. И после Нового года кареты депутатов превратятся в тыквы. Но активисты стали нас обвинять в том, что мы пытаемся через какие-то правки закамуфлировано остановить эти процессы. Мы с Галиной Янченко вышли с заявлением, что у нас вопрос неприкосновенности регламентируют 3 закона, давайте мы разработаем один документ, в котором будут изменения в эти три закона – закон о статусе депутата, закон о регламенте и в КПК. И не голосовать эту правку, потому что она вписана в другой законопроект. Пока мы этот вопрос обсуждали, Венецианская комиссия сказала нам: у вас в стране еще не все хорошо с правосудием, может быть такое, что депутата задержат по решению Барышевского суда, хотя его в том месте и не было, но следователю или судья дали небольшие деньги. И нами было принято решение, чтобы на данном этапе только генеральный прокурор вносил запись в ЕРДР и давал согласие на прослушивание или обыск депутата.
- Я бы все же сказала, что тема обысков беспокоила именно депутатов, а активисты протестовали из-за того, что НАБУ и ГБР не получили право на прослушку, а потом не были сняты все "правки Лозового", которые мешали нормальной работе следствия.
- Но мы разрешили прослушку, это уже старая тема. Есть еще спекуляции некоторых политиков, которые говорят, что эти законопроекты нацелены только на то, чтобы оказывать на них некое воздействие и преследовать за позицию. Но там есть отдельная статья, что депутат не несет ответственность за свою политическую позицию и голосования, за исключением клеветы с трибуны Рады. Если он занимается воровством, крышует какие-то схемы, то тогда он несет уголовную ответственность. Вы можете написать на любого депутата заявление, генпрокурор это вносит в течение 24 часов в ЕРДР. Все эти публикации, что генпрокурор как раньше должен будет идти в Раду и просить разрешение на задержание депутата – это фейк и бред. Просто у некоторых представителей оппозиции много незамоленых грехов перед народом Украины и они за это могут понести наказание. Зачем Петр Порошенко шел в депутаты? Ведь это уже явно не его уровень! Теперь он сидит и смотрит в одну точку во время голосования. Явно же он шел ради депутатского иммунитета.
- Вряд ли он на это рассчитывал, тем более, что у вас было бы достаточно голосов для того, чтобы снять с него неприкосновенность. Другое дело, что это сопровождалось бы заявлениями о политических преследованиях.
- Да, если бы мы снимали неприкосновенность в зале, то были бы такие заявления. А теперь правоохранительные органы просто делают свою законную работу.
- С другой стороны, в заявлениях Портнова, которые регистрирует ГБР, трудно не заметить личную неприязнь.
- Но он как гражданин имеет право писать заявления. Я не адвокат его и даже не знаком с ним – разве что бывали у нас перепалки в фейсбуке, но он очень профессиональный юрист и заявления, которые он подает, выписаны очень грамотно. Кроме того, он пользуется правом заявителя и педалирует этот процесс.
- Портнов – автор нынешнего КПК. И депутаты из оппозиции прошлого созыва часто повторяли тогдашней власти, что те еще будут благодарны Портнову за гуманность кодекса. Планируете ли вы пересматривать какие-то его нормы или, возможно, весь?
- Как практикующий адвокат скажу, что КПК у нас довольно неплохой. Но есть некоторые моменты, которые мы сейчас устраняем, потому что они мешали следствию, как поправки Лозового. Потому что я сам, будучи адвокатом, не раз был свидетелем, как следователи с 6 утра занимают очередь в суде. То есть мы должны сбалансировать работу правоохранителей и судов, чтобы была обеспечена состязательность сторон в процессе.
И мы, и президент хотим, чтобы сейчас быстро расследовались резонансные дела, но материалы должны быть собраны качественно, чтобы дело не развалилось. Мы не можем положить в материалы дела то, что Юрий Витальевич писал в фейсбуке. А должны подойти комплексно и профессинально. Руслан Рябошапка – хороший специалист, поэтому я верю, что у него получится.
- Из того, что вы говорите, я понимаю, что вы если не контролируете, то интересуетесь многими вопросами в других комитетах. Сколько вы работаете и сколько спите?
- В последние два месяца сплю по 4 часа. Поначалу работали даже без выходных целыми днями, как говорится в турборежиме, что очень раздражало родных. Но я прочитал лично наверное 99% законопроектов, без помощников.
- Сейчас я так понимаю, что фракция вышла из турборежима?
- Мы приняли в основном те законопроекты, которые были нужны, которые просил президент. Есть еще ряд инициатив для Кабмина. Но горящий пакет, для того чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, мы уже приняли. Дальше, надеюсь, мы будем другие инициативы с большим интервалом рассматривать.
Я сказал членам ЦИК: "Если вам кто-то позвонит и попросит о каких-то услугах, и напомнит, от какой вы партии, можете смело звонить на горячую линию НАБУ"
- Еще одним вопросом, который вы вели в парламенте, было переизбрание ЦИК. На последнем комитете я наблюдала ваш диалог с членом ЦИК от ЕС, где он сказал, что не будет комментировать решение президента, потому что это его право. Меня удивила такая кротость, а потом мне сказали, что из двух кандидатов ЕС выбрали именно этого, потому что он чуть ли не присягнул в верности на Банковой.
- Да, я консультировал офис президента по этому вопросу, потому что представлял партию в ЦИК. Я лично присутствовал на тех заседаниях, где принимались незаконные решения, как по делу Куницкого. Когда я пришел на заседание на 6 вечера, а потом оно откладывалось каждый час и началось только за полночь. Почему происходило так? Потому что искали поддержку у темных сил.
- Это, я так понимаю, тот случай, когда Слипачук, по слухам, ходила по кабинетам членов ЦИК и уговаривала проголосовать за снятие Куницкого?
- Я не знаю, уговаривала ли, я не видел, но член ЦИК фактически признал, что писал это постановление, что называется, на колене, он так и сказал тогда: я очень быстро готовил обоснование. И по этому факту, и по поводу действий по регистрации клонов партийных я подал обращения в правоохранительные органы. И полный уже зашквар был по Рудыку, когда по результатам выборов в его округе шли еще суды, а ЦИК его зарегистрировала и он пришел принимать присягу. Последнее уже совсем взорвало всех юристов в нашей партии.
- Вы надеетесь, что новый ЦИК установит результаты выборов в округе или будут повторные выборы?
- Я хотел бы, конечно, чтобы провели пересчет и установили победителя. Неважно, станет победителем Рудык или наш кандидат. Но нельзя регистрировать кандидата, когда еще идут суды.
- Я все же вернусь к вопросу лояльности членов ЦИК, потому что свои должности там сохранили те, кто представлял прошлую власть и даже работали в администрации президента Порошенко. Почему?
- Это были члены комиссии, которые не голосовали за незаконные решения или имели отдельное мнение – можете посмотреть по решениям – поэтому мы предложили им остаться. И когда их назначили, я к ним подошел и сказал: "Ребята, смотрите - вы никому ничего не должны, никакой партии. Если вам кто-то позвонит и попросит о каких-то услугах и от какой вы партии, можете смело звонить на горячую линию НАБУ. Вы должны быть единой командой и действовать в интересах народа Украины. Если вы не хотите, чтобы вас вывели в наручниках, не принимайте незаконные решения". Все согласились.
- Последнюю неделю у вас идет активный конфликт с группой активистов из-за ваших инициатив по оценочным площадкам и Prozorro. Вас обвиняют в том, что вы помогаете площадкам Антона Яценко. Можете изложить свою позицию?
- Суть в чем. Еще когда я был адвокатом, я боролся с оценщиками. Оценочная мафия – это отдельная история в нашей стране. Вот мы сейчас на улице Шелковичной находимся, где квартира стоит от 200 до 500 тысяч долларов, но если поднять отчеты оценщиков, то их продавали в среднем от 49 тысяч гривен до 200. И гаражи по 15 тысяч гривен. И я не хочу сейчас портить никому репутацию, но среди лоббистов основного закона есть люди, которые покупали квартиру на Кловском спуске за 50 тысяч долларов при реальной стоимости в 500. Пусть это будет на совести этого человека.
Теперь возьмем предысторию законопроекта 2047. Этот законопроект был разработан оценщиками еще в предыдущем созыве, после того как были внесены правки, которые не позволяли оценщикам занижать стоимость квартир. По сути, авторы этого законопроекта - сетевые оценщики. Если вы захотите, после интервью вбейте в гугл слово оценка и позвоните - вам с ходу предложат за справку с заниженной ценой заплатить 20 тысяч гривен. Компания, которая находится во Львове, за 30 минут доставит справку в любую точку Украины. Хотя по процедуре оценщик должен выехать на место и это бы заняло пару дней.
Так вот, до того, как был введен модуль, который не позволял занижать стоимость оценки, бюджет получал меньше миллиарда дохода, после – девять миллиардов… Кто лоббирует этот законопроект? Есть такой господин Амфитеатров, глава союза оценщиков, который, по моему мнению, занизил стоимость Укртелекома при продаже в 10 раз. По нему были уголовные производства. Есть госпожа Симонова, которая называет себя международным оценщиком. Несколько месяцев назад она оценила офис в 500 квадратных метров по цене в 12 долларов за квадратный метр. И есть еще ряд активистов. При этом оценщики у себя в паблике пишут, что они разработали законопроект и дали парням, чтобы они подали.
Так вот, этим законопроектом ребята убирают электронные площадки с модулем и возвращают все в 90-е годы, все процессы по оценке недвижимости. Плюс мы теряем до 10 миллиардов поступлений в бюджет.
А что касается обвинений, то это ни что иное как попытка меня дискредитировать. Потому что я своим законопроектом нарушил их монополию. Потому что есть площадки Prozorro - и это хорошо, но они прописаны по тому же коду, что и программы оценки. И единственная проблема была, что при предыдущей власти эти площадки не могли получить сертификат Госспецсвязи, потому что там какой-то человек не хотел его выдать. Я этот вопрос своим законопроектом устраняю – я говорю, что это или сертификат Госспецсвязи, или получите сертификат ISO. Таким образом, я борюсь с монополией. А меня просто дискредитируют, чтобы вернуть все в 90-е годы и зарабатывать миллионы долларов на занижении оценки. Оценщики говорят, что их 30 тысяч. На самом деле, меньше тысячи. Я своим законопроектом убираю оценщика из процесса, человек сразу идет к нотариусу, тот заходит на портал, вбивает информацию, вбивает данные и получает отчет. Сейчас у этих площадок монопольный рынок, так давайте запустим еще 20 или 30, и пусть они конкурируют. И стоимость понизится. Либо давайте все площадки закроем и создадим одну государственную.
- Но это, судя по вашим перепалкам, не нравится Нефьодову…
- Я предлагаю убрать монополию на площадки и внедрить электронный сервис оценки, чтобы люди не ходили ногами к оценщику. Они не соглашаются и говорят: нет, пусть оценщик оценивает вместо площадок. И снова по кругу – они будут квартиру на Грушевского 9А оценивать и писать, что это квартира на окраине города в ветхом состоянии. А мы не сможем поднять прожиточный минимум и пенсии из-за этого.
В четверг мы обсуждали этот вопрос на фракции, и многие коллеги меня поддержали – сказали: давайте откроем рынок и пусть эти площадки конкурируют с другими.
- Что сказали ваши коллеги, которые против вашего законопроекта?
- Если честно, у них нет позиции, они только говорят: "Давайте убьем майданчики". И пусть оценщики останутся. Я отвечаю: "А, оценщики останутся, тогда мне все понятно! А где мы возьмем 9 миллиардов на пенсии?"
- Знаете, прошлая власть имела постоянный конфликт с общественниками и немало потеряла в рейтинге. Команду Зеленского этот сектор до сих пор поддерживал. Но в некоторых вопросах у вас уже начинаются конфликты. Что думаете с этим делать?
- Давайте разберемся с формулировкой общественность. Я работаю для общественности. И я привлекаю к работе экспертов, у которых есть своя позиция и есть что предложить. Но если в ответ на предложение я слышу только матерные слова, оскорбления и дискредитацию, то во всем мире за такое несут ответственность. Я всегда за конструктив и не люблю конфликтовать, но если оценщики так взбесились, то я понимаю, что я на правильном пути. И я уберу этот постсоветский класс, эту мафию.
- Знаете, есть такая версия, что в свое время юрист Портнов очень хотел быть похожим на юриста Медведчука. А на кого мечтал быть похожим юрист Качура?
- У меня нет каких-то героев. Я бы хотел быть похожим на своих родителей, которые меня вырастили и привили правильные ценности. Я хотел бы выработать для себя свой сборный идеал, и стремиться к тому, чтобы потом кто-то захотел быть похожим на меня.