Криптос: Закодированная скульптура ЦРУ, которую за 30 лет никто не смог расшифровать
Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли является домом для загадок, но одна из них привлекает внимание профессиональных взломщиков кодов и энтузиастов головоломок уже целых 30 лет.
Криптос, закодированная скульптура, созданная американским художником Джимом Санборном, остается нерасшифрованной с тех пор, как была впервые установлена в штаб-квартире ЦРУ в ноябре 1990 года. Взломщики кодов агентства, а также другие профессиональные специалисты по решению головоломок по всему миру пытаются разгадать секреты 865 символов, вырезанных на медном блоке, толщиной 13 мм.
Мировое сообщество криптоаналитиков, наравне с работниками ЦРУ и ФБР, за всё это время смогли расшифровать только первые три секции. До сих пор не расшифрованными остаются 97 символов последней части (известной как К4). Оставшаяся четвёртая часть является одной из самых известных в мире неразгаданных проблем.
Примечательно, что первые три части кода Криптоса были решены в течение восьми лет с момента установки скульптуры в Лэнгли, но с тех пор никто не достиг никакого прогресса. Это потому, что первые две части достаточно просты, чтобы их мог понять любой, кто обладает глубокими знаниями в области криптографии. Третья часть, как сообщается, гораздо более продвинутая, но четвертую, с которой все боролись, практически невозможно решить.
За последние 30 лет четвертый код Криптоса был обработан экспертами по криптографии из ЦРУ, АНБ, а также фрилансерами по всему миру. Есть даже международная группа Kryptos, состоящая из тысяч хакеров и энтузиастов кода, которые работают вместе, чтобы разгадать или хотя бы помочь разгадать эту загадку. Каждый год некоторые из них даже встречаются с Джимом Сэнборном, чтобы получить от него полезные подсказки.
И дело не в том, что Санборн вообще отказывается помогать. На самом деле, он был достаточно любезен, чтобы раскрыть не одну, а целых две подсказки. Несколько лет назад он показал, что 64–69-е буквы (NYPVTT) сообщения, длиной 97 букв, переводятся как «БЕРЛИН». Затем, несколько лет спустя, он предоставил другую подсказку — буквы от 70 до 74 в коде означают CLOCK.
Итак, мы знаем, что часть кода переводится как BERLIN CLOCK. Он даже призвал людей «вникать в эти конкретные часы», чтобы иметь больше шансов расшифровать код. К сожалению, этого было недостаточно, чтобы решить остальную часть головоломки.
Джиму Санборну сейчас за семьдесят, и некоторые спрашивают, что произойдет, если он умрет до того, как будет расшифрована последняя часть Криптоса. Художник рассказал, что письменное решение заперто в сейфе и что он уже передал его тому, кто сможет подтвердить разгадку, если кто-то наконец взломает код.