Вашему вниманию предлагается адаптированный перевод статьи «Soviet housing was famously drab. This Ukraine complex is all about color», автор Митчелл Лансберг, публикация в Los Angeles Times от 12 мая 2019 года.
В начале «Волшебника из страны Оз» наступает момент, когда дом Дороти сметается с черно-белого пейзажа Канзаса и приземляется глухим стуком в Оз, стране чудес ослепительного Техниколора.
Вы испытываете такое же изумление, когда попадаете в Комфорт-Таун, массивную застройку, которая за последние годы сформировалась в мрачном, советском жилом районе Киева, столице Украины.
Комфорт-Таун возвышается над серым ландшафтом, словно некий гигантский конструктор Лего, украшенный самыми яркими оттенками: кричащий желтый, ярко-зеленый лайм, голубой и оранжевый,глубокий красный... все это поднимается в небо в виде десятков высотных зданий. Даже серые строения, кажется, богаты цветом. Весь комплекс занимает около 115 акров, примерно в полтора раза больше Диснейленда.
Яркие цвета и так будут выделяться где угодно, но в Киеве они взрываются, как фейерверк в мрачном небе, практически высмеивая серый городской пейзаж вокруг себя.
В этом и была вся идея.
Мы вернемся к этому через минуту. Во-первых, давайте поговорим о советском массовом жилье, потому что без него не было бы Комфорт-Тауна.
7 декабря 1954 года Никита Хрущев выступил с речью на конференции народных строителей, призывая к капитальному ремонту советской архитектуры. Хрущев был лидером Коммунистической партии Советского Союза в то время, и он предложил архитекторам полностью сосредоточиться на безликих, стандартизированных зданиях из железобетона.
Замечательная была речь. Хрущев временами звучал ни сколько как лидер международного коммунистического движения, сколько как строительный подрядчик, пытающийся получить крупный промышленный заказ.
«Производство линолеума должно быть расширено», - настаивал он. —«Полы, покрытые линолеумом, ничем не хуже паркетных полов; они более гигиеничные. За такими полами легче ухаживать, чем за паркетными. Все знают, что паркетные полы нужно вощить — это сложный процесс и требует дополнительных затрат».
Вскоре строительные бригады по всей России, Украине и остальному Советскому Союзу возводили десятки тысяч идентичных пятиэтажных жилых домов, в основном без прикрас, которые начали ослаблять масштабный жилищный кризис. Их назвали хрущевками в честь человека, который приказал их построить.
Чтобы осознать их важность, нужно вспомнить что они собой заменили: коммунальные квартиры, в которых несколько семей проживали вместе, одна семья — в одной комнате, и вынуждены были делить ванную и кухню между собой.
По словам Джейн Зависки, профессора социологии в Университете Аризоны и автора книги «Жилье в Новой России», с 1955 по 1970 год примерно половина всех городских жителей Советского Союза переехала в новое жилье.
Позже, при преемниках Хрущева, пятиэтажки уступили место гораздо более высоким квартирным домам. Каждые несколько лет дизайн менялся, но целые районы таких городов, как Москва, Ленинград и Киев, были заполнены рядами бесцветных высотных зданий, которые, казалось, простирались до горизонта.
Это стало чем-то вроде национальной шутки. Один из самых популярных из всех советских фильмов «Ирония судьбы», полностью построен на идее, что нельзя отличить здания друг от друга (и мужчина может наткнуться на квартиру незнакомой женщины и настаивать, что это его дом).
Ученые говорят, что жилье — это одна из областей, в которых Советский Союз сделал то, что не смогли сделать Соединенные Штаты: обеспечить дешевое, достаточно приличное жилье для всех.
«Они действительно решили вопрос жилья», — говорит Стивен Харрис, историк из Университета Мэри Вашингтон и автор книги «Коммунизм на улице завтра: массовое жилье и повседневная жизнь после Сталина». По оценкам историка архитектуры, сегодня в массовом жилье в советском стиле проживает 170 миллионов человек по всему миру.
Теперь, эти здания, которые можно встретить практически в каждой стране, где Москва когда-то имела влияние, очень немногие защищают по эстетическим соображениям. В некоторых городах, особенно в Москве, были приняты программы по их сносу.
В Киеве, дома 1960-х и 70-х годов с возрастом стали ветхими, окруженными грязными, усеянными сорняками и мусором дворами, металлическими гаражами и скрипучими детскими игровыми площадками.
И это возвращает нас к Comfort Town.
Идея родилась около десяти лет назад, по словам со-дизайнера Дмитрия Васильева, одного из команды архитекторов, которым было поручено построить новый ЖК на месте заброшенного резинового завода в одном из самых разрушенных районов украинской столицы. Они хотели, чтобы комплекс располагался отдельно от окружающего его жилья советской эпохи. Они хотели построить место, которое люди найдут привлекательным, которое могло бы поднять настроение жителей, а не давить на них.
Васильев отметил также, что было одно важное условие: жилье должно было быть дешевым.
«Единственным инструментом, с которым нам приходилось работать, был цвет», — сказал он, стоя у входа в охраняемый комплекс, отмеченный искусственной ветряной мельницей, скрывающей электростанцию. — «Мы использовали самые простые материалы, самые простые методы. У нас просто были цвет и линии горизонта».
Очертания зданий в основном похожи на позднесоветское жилье, с встречающимися ключевыми отличиями. У некоторых строений остроконечные крыши, а не стандартные плоские как при СССР.
И большая часть общего пространства предоставлена в виде внутренних двориков, зеленых от газонов, кустарников и деревьев, в то время как советские здания имели внешние дворы. Для Кубы Снопека, польского архитектора и эксперта по советскому массовому жилью, это представляет собой ключевое философское различие: советская система была построена по принципу государственной собственности, поэтому она была открыта для масс; Комфорт-Таун является частным, его внешнее пространство более уединенное.
Существует также разница в стоимости: в то время как советское жилье было бесплатным (и жители обычно получали право собственности уже после распада Советского Союза), Comfort Town предлагает жилье по рыночной цене — от 40 000 до 90 000 долларов за квартиру.
К слову, Жанна Ржанова, пресс-секретарь разработчиков Comfort Town, признала, что цветовое решение подходит не всем:
«Либо ты любишь это, либо ненавидишь», — сказала она. — «Иного не дано».
По словам Васильева, настоящее новшество «Комфорт-Тауна» заключается в квартирах, в которых есть отдельные спальни и гостиные. Это может показаться ничем не примечательным, но в советских квартирах такого различия не проводилось. Были только комнаты, и целые семьи часто спали в одной комнате, где они проводили досуг, смотрели телевизор и так далее. Comfort Town предлагает апартаменты с одной, двумя и тремя спальнями; каждые — с гостиной и кухней. Площадь варьируется от 29 (квартира-студия) до 175 квадратных метров.
Для многих из 20 000 жителей главным преимуществом проживания в данном ЖК является чувство безопасности и дружелюбия к детям.
Наташа Калниболоцкая и ее муж были одними из первых семей, переехавших в «Комфорт-Таун» после его открытия в конце 2012 года. Ранее они жили в небольшой квартире с одной спальней.
После того, как у них родилось двое детей — Маша, которой сейчас 4 года, и Вера, 2 года — они переехали в большую квартиру с родственниками, а затем в свое собственное трехкомнатное жилье.
Наташа и ее дочери наслаждались солнечным днем на одной из площадок Comfort Town, где даже земля покрыта яркими красками. Очевидно, конечно, что цвет — не самая важная причина, чтобы жить в Комфор-Тауне. Но, по ее словам, «дети с самого первого дня обожают яркие цвета».
Наташа считает, что калейдоскоп Comfort Town делает их счастливее. Как будто, чтобы доказать мамину точку зрения, девочки улыбнулись, а затем убежали играть.