3/4 нарушителей
Трое из четырех водителей на украинских дорогах не пользуются ремнями безопасности. Так, согласно всеукраинскому исследованию, проведенному общественной организацией «Vision Zero» и Центром демократии и верховенства права, 23% водителей пользуются ремнями безопасности. Анализ охватил более 32 тысяч водителей и проводился в октябре 2018 года в 24 городах Украины – 22 областных центрах, Северодонецке и Мариуполе.
Руководитель исследования и сооснователь «Vision Zero» Виктор Загреба подчеркивает: «Процент людей, которые пользуются ремнями безопасности, это так называемый индикатор безопасности системы рядом с такими показателями, как, например, скорость движения. Это значит, что чем больше этот процент, тем меньше травмированных и погибших».
«Если сравнивать с развитыми европейскими странами, – говорит директор Центра демократии и верховенства права Тарас Шевченко, – эта цифра является очень низкой, тем более, когда мы говорим о водителях, даже не о пассажирах. С другой стороны, если посмотреть на эту цифру в сравнении с 2017 годом, мы видим существенный прогресс. В 2017 году общая цифра была только 15%. Поэтому, если говорить о динамике, то динамика достаточно хорошая».
Рост количества пристегнутых водителей, по словам эксперта, связан с принятием Верховной Радой в первом чтении проекта закона №8492. Целью документа является повышение штрафа за непристегнутые ремни с 51 гривны до 850 гривень.
Региональный разрез
Ели конкретнее говорить о показателях украинских городов, то в лидерах – Киев, где больше половины водителей пользуются ремнями безопасности (52,9%). Это единственный город, где показатель превышает 50%. На втором месте – Житомир (39,2%), на третьем – Львов (38,2%).
В Черкассах пристегивается 34% водителей, 27,4% – в Ивано-Франковске, 26,2% – в Днепре и Запорожье, 24,4% – в Чернигове. 15,5% водителей пристегиваются в Полтаве, 14,6% – в Харькове и Ужгороде.
Ниже всего в рейтинге находится Хмельницкий (9,1%). Не сильно его опережает Николаев (10,4%). Замыкает тройку аутсайдеров Кропивницкий (11,8%).
Шевченко акцентирует: «Это только о водителях. С пассажирами, как правило, картина еще хуже».
Отвечая на вопрос о том, почему между городами зафиксирована такая разница в показателях, Загреба рассказывает: «В некоторых городах люди охотно уступают пешеходам на «зебрах». В некоторых городах этого почти не происходит, хотя правила дорожного движения идентичны. И это касается разных аспектов поведения – как люди проезжают перекрестки, как люди обгоняют друг друга. Также это касается ремней безопасности. Мы это объясняем различием в привычках, можно сказать, культуре этих городов. Это раз. Два – это может быть, конечно, связано с политикой патрульной полиции в этих городах».
Шевченко добавляет: «Наверное, также может иметь значение размер города и наличие скоростных трасс. Есть предположение, что если скорость низкая, ремни безопасности не нужны».
Что делать?
Улучшить статистику, настаивает эксперт, может принятие соответствующего законодательства. Шевченко подытоживает: «Мы убеждены, что наиболее эффективным, системным фактором рядом со всеми информационными кампаниями, просветительскими кампаниями является установление законодательного штрафа. Поэтому мы очень надеемся, что законопроект 8492, который находится сейчас на рассмотрении в Верховной Раде, который предусматривает повышение штрафа с 51 гривны до 850 гривень, будет в ближайшее время принят депутатами Верховной Рады и станет действующей нормой».