Действующему созыву Верховной Рады – четыре года. Это значит, что до плановых выборов нового парламента остался всего год. О прогнозах и трендах грядущей избирательной кампании рассказали во время пресс-конференции 26 октября политологи.
Впервые в истории
«За год до выборов есть несколько исходящих параметров» – отмечал политический эксперт Владимир Цыбулько. Во-первых, не меняется избирательное законодательство. Напомним, в октябре 2017 года Верховная Рада приняла в первом чтении новый Избирательный кодекс. В числе главных изменений – введение открытых списков, уменьшение порога для прохода партий в парламент до 4%, отмена мажоритарки. Однако второго чтения документа, несмотря на постоянные акции под парламентом, до сих пор так и не было.
Во-вторых, по словам Цыбулько, на кампанию сильно повлияет результат выборов президента, которые должны пройти уже в марте. «Мне кажется, что как раз после президентских выборов появятся новые политические проекты с претензией на успех», – предполагал эксперт.
Параллельно не совсем согласен с первым утверждением Цыбулько глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Он подчеркивал на пресс-конференции: «Полноценную избирательную реформу с моделью открытых избирательных списков сегодня принять практически нереально. Но я не исключаю других сценариев – одноразовый закон под парламентские выборы 2019 года».
Также эксперт акцентировал на том, что впервые в украинской истории мы входим в беспрерывный двухлетний избирательный цикл. Кошель детализировал: «Президентские выборы, осень 2019-го – парламентские, очень 2020-го – местные выборы. И вместе с тем в течение двух лет беспрерывно будут происходить выборы в объединенные территориальные общины».
Высокий градус
Кроме того, по его словам, нужно учитывать, что место на выборах будет иметь несколько тенденций. Так, это будут выборы «без табу», на которых не будет закрытых или запрещенных тем. «Мы уже видим ряд предложений, дискуссий относительно темы войны», – говорил Кошель.
Также роль популизма будет достаточно большой. Глава Комитета избирателей продолжал: «Наиболее яркие – это, скажем, законопроект Вадима Рабиновича об отмене коммунальных платежей для пенсионеров. Чрезвычайно щедрый жест. Мы видим заявления о мгновенном уменьшении цены на газ. Но, если посмотреть на парламентские выборы, которые происходили в последние годы у наших европейских соседей, то пока я не вижу никаких опасений об аномально высоком уровне популизма».
Директор аналитического центра «Политика» Николай Давидюк добавлял: «Я вижу большое количество политических партий, политических лидеров, которые будут использовать президентские выборы исключительно как трамплин для парламентских. То, что часть из них готова сознательно вкладывать деньги, чтобы потом отбивать это продажей мест в списках, явное тому подтверждение. Взять на президентских 7%, и потом всем гарантировать, что партия проходит и конвертировать это в деньги – большое количество идет с такими бизнес-мотивами».
Проигравшие в 2015-м берут реванш
Между тем глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко подытоживал: «Сейчас можно сказать с очень большой вероятностью о том, что будущий парламент будет более распыленным. Если в нынешнем шесть партийных фракций, в следующей Верховной Раде будет минимум семь, возможно, восемь. А если, например, депутаты решат, что нужно снизить избирательный барьер, то может быть и больше, до десяти партий. Такой вариант тоже не исключается.
Второе важное обстоятельство – будущий парламент будет более поляризован. Все-таки в нынешнем парламенте, и во власти, и в оппозиции, доминируют партии, связанные с Майданом, которые поддерживают европейские стремления Украины. А вот в следующем парламенте мы увидим увеличение представительства сил реванша – политических сил, которые ценностно, политически и даже по персоналиям будут связаны с бывшей «Партией регионов». И тут пока неясно, будет это одна партия или их будет две».