xcounter
Calendar Icon

Как живут в государственных домах престарелых: взгляд изнутри

02.10.2018 09:26 (Оновлено 02.10.2018 в 09:28)
Ксения Цивирко, «112.ua»

​Почти все пожилые люди, попавшие в дома престарелых, не имеют близких родственников или не получают от них надлежащей помощи. Единственный выход для таких людей – гериатрический пансионат или дом-интернат – не всегда обеспечивает комфортные условия проживания. А иногда – даже ниже минимальных.

По данным Министерства социальной политики, в Украине функционируют 286 интернатных учреждений, из которых всего 90 предназначены для людей пожилого возраста. Это гериатрические пансионаты, дома-интернаты для людей пожилого возраста и лиц с инвалидностью, а также пансионаты для ветеранов войны и труда, которые стали домом почти для 13 тысяч стариков. "Около 90% из них – одинокие люди, у которых не осталось близких родственников. Остальные оказались в такой ситуации, что родственники не могут за ними полноценно ухаживать. В таком случае местное управление социальной защиты направляет к нам заявление, мы его рассматриваем и принимаем решение о направлении такого человека в пансионат", - объясняет систему работы органов соцобеспечения директор Департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов. Под управлением столичной городской администрации числится только два дома престарелых – Киевский гериатрический пансионат и Киевский пансионат ветеранов труда.

Тамошние постояльцы живут в отдельных одноместных номерах с собственным санузлом, и условия жизни в столичных пансионатах — образцовые. Но несмотря на это, в учреждениях социальной защиты около 20% свободные. "Пожилые люди не хотят оставлять свой дом. Во-первых, они достаточно консервативны, и менять свой постоянный обиход им довольно сложно. Во-вторых, основным приоритетом советского человека в бытовом смысле была квартира и машина, и теперь оставлять свою квартиру они не хотят. В-третьих, пожилые люди имеют много страхов и склонны верить только в плохие новости", - объясняет сложившуюся ситуацию Крикунов.

Пожилые люди, у которых есть свое жилье в Киеве, предпочитают в нем и оставаться. Около 12 тысяч из них, по данным КГГА, наведывают социальные работники и помогают по дому: приносят продукты, убирают, помогают оплатить счета… Но на деле, заявляют волонтеры, эта работа проходит только на бумаге, а старики так и остаются брошенными.

"В собесы обращаются практически все, исключение составляют только те, кто не может передвигаться. Но персонал, который там работает, не всегда вежливый и внимательный к пожилым людям. Многих отправляют из кабинетов в кабинет для сбора справок, время работы собеса ограничено, в коридорах очереди. Второй раз люди уже не хотят туда идти. Я уверена, что сотрудник собеса должен идти к пожилому человеку (если тому за 70 лет) домой и помочь все сделать и оформить на месте", - считает директора "Международного фонда "Щасливі люди" Жанна Яременко.

Образцово-показательный пансионат

Почти на окраине Киева, на улице Бундарина, 11, возвышается 5-этажное здание Киевского гериатрического пансионата. За листвой деревьев не видно его размера: выглядывает только небольшой фасад административной части и притаившаяся справа от входа беседка.

Едва ступив через пост охраны, сразу натыкаюсь на активных бабушек, которые спешат к завтраку. Одна из них сразу сокрушается: "А вы зайдите в нашу столовую: посмотрите, чем нас кормят. Опять гороховый суп дадут!" Они совсем не похожи на стереотипных жильцов дома престарелых: неподвижных, безразличных и брошенных.

"Я здесь живу уже два года. Здесь все хорошо. Если бы, правда, еще кормили чем-то более разнообразным… Лето же было, можно было овощей побольше, фруктов", - жалуется Здислава, жительница Киевского гериатрического центра.

В прошлом она была воздушным акробатом и работала под куполом цирка. Теперь — доживает свои дни здесь.

О своих проблемах жильцы пансионата могут поделиться в полной мере только здесь, на лавочках вдоль узеньких аллей приусадебной зоны. Внутри самого здания меня тут же окружает делегация из сотрудников пансионата: проводят экскурсию. Условия действительно хорошие: 4-разовое питание, прогулки, полное обеспечение одеждой, массажи и другие лечебные процедуры. В каждой комнате есть специальная кнопка для вызова медперсонала, откуда сигнал поступает на пульт дежурной медсестры.

Единственное, на что жалуются подопечные — на однообразную еду. "Они хотят колбасу, мясо и яйца – и все. Тут они не знают, что уже придумать: "Зачем нам капуста, лучше бы дали брюссельскую капусту". Я понимаю, что это лучше. Но ее нет в натуральных нормах", - объясняет ситуацию директор пансионата Антонина Урбановская. По ее словам, они не могут кормить подопечных чем-то другим, что не входит в расчет норм, установленных Кабмином. Это касается и закупок одежды, хозяйственных и бытовых товаров.

В среднем, в зависимости от времени года, на одного подопечного государство выделяет от 7 до 10 тысяч гривен в месяц. Больше 50% из этой суммы уходит в фонд зарплаты для сотрудников, около 30% - на питание, 3% - на медикаменты (расчет сделан на основании финансового отчета пансионата за август).

Сейчас основная головная боль директора пансионата — как подготовиться к зимним холодам.

"Нас обслуживает частная котельная, поскольку на этом массиве [Чайки] нет городской котельни. В прошлом году у нас не было с мая по октябрь горячей воды, и в этом году та же картина. При ста человек лежачих – мы сидим без горячей воды. Пришлось купить бойлеры, используем электрические обогреватели. Пока что нам удается не превышать установленные для учреждения нормы потребления электричества. Но если превысить лимит, придется переплачивать тариф в тройном размере", - объясняет Антонина Урбановская.

По информации наблюдателей Национального превентивного механизма, Киевский гериатрический пансионат — один из самых лучших в плане условий жизни в Украине. В то же время в регионах, где деньги на работу домов престарелых выделяют районные и областные советы, Национальный превентивный механизм выделяет следующие нарушения прав человека:

- В психоневрологических интернатах отсутствует нормативное урегулирование применения физического ограничения и изоляции подопечных. Фактически в каждом учреждении есть зарешеченные помещения и комнаты (на окнах и дверях установлены глухие стационарные решетки), где содержатся люди;

- Недостаточное отопление жилых помещений;

- Подопечных часто заставляют работать в хозяйстве заведения или частной администрации заведения;

- Неухоженные одежда и постельное белье. Даже когда все необходимое есть в заведении, но персонал удерживает это на складах. Также наблюдались случаи общего пользования одеждой и нижним бельем;

- Личные средства дееспособных подопечных после получения пенсий хранятся у персонала. При этом гражданский договор на их хранение не составляется (например, Власовский пансионат для ветеранов войны и труда с гериатрическим отделением, Онуфриевский, Житомирский ГП, Здолбуновский дом-интернет для граждан пожилого возраста и инвалидов);

- В психоневрологических интернатах иногда наблюдаются случаи унижения подопечных и случаи травмирования;

- Общей проблемой всех учреждений системы социальной защиты является формальное проведение ежегодных медицинских осмотров;

- Нарушения соблюдения санитарно-гигиенических норм в помещениях различного назначения.

"По нашим данным, в Министерстве социальной политики вопросом домов престарелых занимаются всего два человека. Они не могут качественно мониторить ситуацию, которая происходит на местах", - объясняет сложившуюся ситуацию председатель правления организации "Let's help" и наблюдатель Национального превентивного механизма Ольга Бондаренко.

Кошелек или жизнь

По данным мониторинга Национального превентивного механизма, основной корень проблем учреждений для людей пожилого возраста – это отсутствие должного финансирования и дефицит квалифицированных кадров.

В Министерстве социальной политики сообщили, что в прошлом году на содержание домов-интернатов для престарелых было направлено из местных администраций 1,2 млрд грн (примерно 8 тыс. грн на 1 человека в месяц). При этом, у социальных учреждений такого типа есть и другие обязательные источники финансирования.

"Если у подопечного есть родственники, то они обязаны полностью компенсировать расходы на его проживание. Но в некоторых случаях, когда родственники не имеют такой возможности, коллегия департамента может вынести отдельное решение, например, об оплате 50% от установленной суммы или вовсе освободить от уплаты. В целом у дома престарелых есть два источника финансирования: муниципальный бюджет и пенсионные поступления. Из пенсий подопечных отчисляется 75% на работу учреждения, но, по закону, эти деньги можно тратить только по согласованию с наблюдательным советом и только на нужды своих подопечных", - объясняет систему работы органов соцобеспечения директор Юрий Крикунов.

Вопрос финансировании тесно связан с квалификацией персонала. "Никто из опытных работников не пойдет работать на зарплату в 2700 грн. Это зарплата санитарки, а работа у нее очень тяжелая. И я говорю не только о физической работе (поднять, перевернуть, помыть человека), но и о психологической. Видеть такое каждый день и разговаривать с людьми с деменцией, быть терпеливым к ним — очень тяжело. На такую работу идут люди без образования, и в итоге отношение к подопечным в домах престарелых такое же, как к коровам. На мой взгляд, зарплата таких сотрудников должна составлять минимум 7 тысяч", - считает Ольга Бондаренко.

По словам экспертов, более привлекательные условия проживания предоставляют частные дома престарелых. Таких учреждений в Украине не более 15, а стоимость одноместного "номера" в месяц составляет от 20 тыс. грн. "Если бы таких частных домов было больше, я бы инициировал ситуацию, чтобы эту услугу можно было бы закупать, с тем чтобы была конкуренция на этом рынке", - считает Юрий Крикунов. По его данным, условия, которые предоставляют столичные пансионаты для пожилых людей, в Европе стоили бы от 3 тысяч евро. "Но у нас, в Украине, на одну сестру-нянечку приходится около 10 человек. И она и убирает в комнате, и следит за человеком, и разговаривает с ним, и ухаживает. В Польше, например, наоборот: там на одного подопечного приходится до 6 человек обслуживающего персонала. Пропорции совсем другие", - сообщает Ольга Бондаренко.

Отдельная речь должна идти о людях, которым требуется помощь социального работника на дому. Как показывает практика, низкая зарплата сотрудников собесов не мотивирует их оказывать полноценную или минимальную поддержку. В этом случае остается рассчитывать на помощь небезразличных волонтеров. По словам Жанны Яременко, сотрудники социального департамента не проводят никаких операций по поиску недеспособных пожилых людей. Посчастливится получить помощь от государства может только тем старикам, которые лично обращались в органы соцопеки, и то – не факт. "Например, к нам обратилась бабушка, которой очень нужно сделать зубное протезирование у стоматолога. У нее пенсия – 2500 гривен. В собесе ее не принимают и говорят, что обеспечить услугой протезирования они могут только тех стариков, которые получают пенсию до 2470 гривен. Разница всего в 30 гривен вряд ли поможет накопить сумму для протезирования, но сотрудники социальной службы пожимают плечами: или копите, или понижайте пенсию", - рассказывает Жанна Яременко.

По ее словам, сложности в самообслуживании испытывают не только одинокие старики, но и те, у которых есть близкие родственники: дети и внуки. Все они заняты своей жизнью и на уход за старшим поколением не хватает времени. В этом направлении КГГА собирается инициировать в следующем году новый формат социального обслуживания, который бы позволил избежать крайности — переселения в дом престарелых.

"Столичная власть сейчас работает над учреждениями, которые можно условно назвать детскими садами для пожилых людей. У него будет или дневной режим, или пятидневка. Возможен и более длительный срок, когда, например, дети или внуки уезжают в отпуск, а бабушку или дедушку не с кем оставить. Он предназначен для людей, которые уже не совсем самостоятельны, склонны к деменции, чтобы им не приходилось все время находиться в одиночестве. Проект должен был заработать в этом году, но мы просто не успеваем. Думаю, в следующем году в Киеве 1-2 таких садика уже откроются", - прогнозирует Юрий Крикунов.
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини