Дело Лазаренко уже много лет является бомбой с часовым механизмом. Уже 14 лет Соединенные Штаты Америки судятся за более 230 млн долларов, замороженных на счетах украинского экс-премьера в Швейцарии и ряде оффшорных юрисдикций по всему миру. В этом беспрецедентном процессе в судебном реестре США доступно более тысячи судебных документов, представленных сторонами. Конфисковать деньги Павла Лазаренко, осужденного в 2009 году американским судом за коррупцию и отмывание денег, оказалось значительно сложнее, чем доказать его вину.
13 августа Окружной суд округа Колумбия предварительно подвел черту под многолетней волокитой. Постановлением суда, текстом которого располагает DW, процесс приостановлен до середины октября по просьбе сторон. В течение следующих двух месяцев Соединенные Штаты и украинский экс-премьер будут договариваться об условиях мирового соглашения. Стороны пошли на это, чтобы "уменьшить объем ресурсов, потраченных на сбор доказательств и юридические споры".
А при чем здесь США?
А ресурсов уже потрачено более, чем достаточно. Такого масштабного дела против иностранного гражданина, который воровал деньги другого государства и отмывал их за пределами США, в истории американского правосудия еще не было. Поскольку приговор Лазаренко был во многих отношениях прецедентом экстратерриториальный применения американского антикоррупционного законодательства, адвокаты украинца ставили под сомнение каждый шаг обвинения и суду приходилось каждый раз углубляться в сложнейшую юридическую материю. Проблема в том, что львиная доля денег Лазаренко, выведенных из Украины в 1992-1997 годах, никогда не переводилась в США, поэтому формально к ним нельзя применить американские законы об отмывании денег и прочее законодательство США о трансграничной коррупции.
Защита Лазаренко настаивала, что переводы, скажем, с острова Гернси в Антигуа и Барбуда не поступали в США, а только "транзитом" проходили через корсчета в этой стране. Суду округа Колумбия понадобилось более десяти лет, прежде чем он в конце апреля прошлого года принял судьбоносное решение: экстратерриториально нормы антикоррупционного законодательства США распространяются на деньги Лазаренко за рубежом. Суд решил, что речь идет о двух отдельных переводах: один перевод - с Гернси на счет в США, а второй - с американского счета на Антигуа. Таким образом признана юридическая основа для дальнейшей конфискации замороженных средств Лазаренко за рубежом.
Возможные взятки от Тимошенко
Прошел еще год судебной тяжбы, прежде чем в апреле этого года американский суд поставил точку в другом принципиальном вопросе: средства от каких именно преступных схем подпадают под возможную конфискацию. Главная победа американских правоохранителей заключается в том, что суд в конце концов таки отказался исключать из перечня средств к конфискации деньги, полученные Лазаренко от Юлии Тимошенко, как того требовали адвокаты Лазаренко. Это следует из распоряжения суда округа Колумбия от 23 апреля. В частности, суд в связи с выводом средств компанией ЕЭСУ Юлии Тимошенко на счета Лазаренко подтвердил обоснованность подозрений в вымогательстве и отмывании денег.
А это не было само собой разумеющимся. Ведь обвинительный приговор в США выносился без учета возможных взяток от Тимошенко. Зато присяжные принимали решение на основе двух относительно небольших эпизодов уголовного дела, в частности, хищения и вывода за границу нескольких десятков миллионов долларов государственной агрофирмы "Научная".
Чтобы ускорить процесс, суд тогда вынес за скобки эпизод с отмыванием средств, полученных Лазаренко от компании Юлии Тимошенко "Единые энергетические системы Украины". Это, однако, не означало оправдание по этому эпизоду, подчеркивало обвинение. Хотя именно так это пытались представить в СМИ сама Тимошенко и ее соратники.
Миллионы из кармана украинцев
Детали возможных преступных схем с участием Юлии Тимошенко снова вышли на первый план, когда встал вопрос конфискации денег на счетах Лазаренко. В конце концов, деньги от Тимошенко, которую американское обвинение называет "соучастницей" преступлений, согласно материалам процесса, составляют львиную долю выведенных на счета Лазаренко из Украины средств. Тимошенко перевела на подконтрольные Лазаренко счета по меньшей мере 162 миллионов долларов, говорится в материалах дела. Речь идет, как ранее установило следствие, об "откатах" за содействие в деятельности энергокомпании ЕЭСУ.
Будучи премьером Павел Лазаренко, в частности, выдал государственную гарантию на 200 миллионов долларов по контракту ЕЭСУ и "Газпрома" на поставку газа. Компания Тимошенко не заплатила российскому газовому монополисту за газ, и в итоге рассчитываться пришлось государству за счет налогоплательщиков. А деньги от продажи российского газа сначала оказались на оффшорных счетах Тимошенко, а затем и Павла Лазаренко.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Поскольку за возможные схемы Тимошенко и Лазаренко наконец заплатили украинские налогоплательщики, у Киева есть веские аргументы добиваться возвращения этих денег. Вероятно, уже через несколько месяцев украинцы узнают, сколько именно согласится отступить Павел Иванович с более двухсот миллионов, замороженных на его счетах. США, очевидно, пошли на "торг" с Лазаренко не только чтобы ускорить утомительный процесс. Но и потому, что даже убедив американский суд в преступных схемах Лазаренко и Тимошенко и в том, что на эти возможные преступления распространяются законы США, американские прокуроры еще были бы далеки от конфискации денег.
Ведь до сих пор в суде точно не было доказано, что все без исключения замороженные счета принадлежат именно Лазаренко. Значительная часть денег экс-премьера находится на счетах трастов в Швейцарии и в оффшорах. Банки не спешат раскрывать бенефициаров этих трастов, и не исключено, что в отдельных юрисдикциях еще пришлось бы потратить не один год, чтобы добиться исполнения решения американского суда.
Неудобный для Тимошенко момент
Интрига теперь не только в том, о какой сумме возврата средств США договорятся с Павлом Лазаренко. А в том, как быстро эти деньги вернутся в Украину. Если мировое соглашение в октябре будет подписано, вполне возможно, что это произойдет еще до президентских выборов в Украине в мае 2019 года. Даже если в украинский бюджет будут возвращены не 200, а, скажем, 50 миллионов долларов, власть будет иметь возможность записать себе это в актив. Тем более, на фоне того, что ни цента выведенных за границу миллионов Виктора Януковича и его окружения за почти пять лет после смены власти вернуть так и не удалось.
А для нынешнего лидера избирательной гонки Юлии Тимошенко развязка саги о возвращении "денег Лазаренко", очевидно, несет серьезные репутационные риски. Ведь, наверное, СМИ и политические конкуренты не забудут напомнить, как и с чьей помощью более двадцати лет назад на зарубежных счетах оказались миллионы Павла Лазаренко.