Из-за коррупции на таможне Украина теряет около 4,8 миллиардов долларов в год. Об этом пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung. И это на фоне того, что от украинских политиков мы регулярно слышим о нарушениях на таможне и намерениях с этим бороться.
Например, частенько этот вопрос возникает во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде. О Государственной фискальной службе вспоминал после увольнения и экс-глава Министерства финансов Александр Данилюк. А министр внутренних дел Арсен Аваков с рядом коллег и вовсе недавно объявили войну контрабанде.
Тем временем Государственной фискальной службой руководит исполняющий обязанности, а эксперты рассказывают о схемах, применяемых на контрольно-пропускных пунктах.
Подробнее о том, что необходимо для реформы отрасли и том, какие нарушения на таможне являются у нас самыми распространенными, FaceNews рассказал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Насколько реальна цифра потер госбюджета, приведенная немецким СМИ?
Оценка немецкой структуры потерь от коррупции на украинской таможне в сумме 4 миллиарда евро, я думаю, очень недооценена.
Коррупционная составляющая на таможне у нас происходит по двум главным направлениям. Первое – это прямая контрабанда, когда товар вообще не фиксируется ни в каких объемах и ни в какой стоимости, просто за взятку пересекают пограничный контроль фуры, вагоны и так далее. Второе направление – это значительное занижение стоимости товара. Указывается 5%-10% от реальной стоимости товара, и оплата пошлины происходит за эти всего-навсего 5%-10% реальной стоимости.
Поэтому масштабы потерь государственного бюджета от коррупции на таможне, я думаю, намного больше, чем 4 миллиарда евро в год.
О таможне мы постоянно слышим от политиков. Говорит об этом и премьер-министр Владимир Гройсман. Недавно о намерении бороться со схемами на таможне заявил министр внутренних дел. Как оцениваете их слова?
Можно ли верить в борьбу с коррупцией на таможне, видно даже по последней оценке немецкого издания. Если бы была реальная борьба, таких сумм потерь не было бы. Поэтому, конечно, подобные политические заявления о безумной борьбе с коррупцией – у нас должен быть от них иммунитет.
А сами подобные заявления не только касательно таможни, но и (относительно, – FaceNews) других отраслей мы будем слышать, потому что не де-юре, но уже де-факто мы вступили в предвыборную кампанию. Конечно, политики сейчас будут выбрасывать в информационное пространство популистские заявления на все возможные и невозможные темы, в том числе, безумной борьбы с коррупцией.
Государственной фискальной службой руководит исполняющий обязанности главы ведомства. Как, по Вашему мнению, это влияет на качество работы?
Это влияет на управляемость любого руководителя. Он тогда чрезвычайно управляем, потому что понимает – он не полноценный руководитель. Со статуса и.о., согласно трудовому законодательству, можно человека снять в любую минуту, и он не будет иметь возможности даже защитить свои трудовые права в суде. Поэтому если мы видим такой статус, это сразу первый признак, что это статус полностью манипулируемого человека.
Нужны ли Украине для борьбы со схемами на таможне какие-то новые технические средства или не хватает лишь политической воли?
Только политической воли, потому что при сегодняшнем уровне технического обеспечения, которое есть на таможне, нет никаких технических проблем фиксировать полноценное пересечение товаров в обе стороны, с фиксацией в полном объеме реальных объемов. Нужна только политическая воля введения всех технических устройств, тех же сканеров грузовиков, которые указывают с точностью до квадратного миллиметра, что там есть, характер товара и все остальное.