Скачущие кони, свирепые собаки, атрибутика шляхты
В исследованиях, посвященных поздней античности и раннему Средневековью, почти игнорируется роль, которую сыграли сарматы. Но мы не должны никогда забывать о том, что приазовские сарматы ‑ аланы длительное время проживали на территории Италии и Франции, что они вторглись в Испанию и покорили Северную Африку.
Если наши предки-скифы соседствовали с Древней Грецией и Древней Персией, то их потомкам – сарматам пришлось контактировать с Древним Римом. Римляне унаследовали у греков привычку называть наших предков сарматами, но в поздней античности всё чаще стали называть их аланами. Единственная конная статуя, сохранившаяся в Риме с античных времён – это статуя императора Марка Аврелия – знаменитого философа и воина, который в конце II века взял на римскую службу кавалерию из Сарматского царства.
На изображениях аланов не сложно отличить от сарматов. Аланы изобрели стремена. Если вы вслушаетесь в это слово «стремена», то легко услышите в нём корень «ремень», то есть изначально стремена были просто ременными петлями, опираясь на которые ногами, можно было привстать над седлом. Эта возможность позволяла наносить не просто рубящий, а рубяще-режущий удар однолезвийным мечом-палашом. Что облегчало оружие и его производство. Для воинов-женщин палаши в конном бою имели преимущество за счёт меньшего веса.
Приазовские аланы под предводительством царя Респендиала прошли походом через всю Западную Европу и в 407 году вторглись в римскую Иберию, стремясь захватить Пиренейский полуостров. С тех пор на испанских картах вы найдёте названия RalladeAlano, AtxardeAlano, RincondeAlano (Аланский проход, Аланский гребень, Аланский перевал и т.д.). Можно только себе представить, насколько впечатляюще выглядела бронированная конница из Приазовья, чтобы навсегда остаться в памяти испанцев в виде топографических наименований!
Когда римляне в начале нашей эры завоевали Пиренейский полуостров, они построили здесь целую сеть дорог, чтобы распространить свою власть и распространить законы. Местами эти дороги хорошо сохранились, хотя послужили не только римлянам. Одним из народов, пришедших в Испанию и Португалию в V веке нашей эры, был народ из Приазовья – аланы. Они использовали римские дороги, чтобы захватить этот регион. Завоевав Испанию и Португалию, аланы оставались там несколько десятилетий.
Они осели, в основном, в Лузитании (Португалия) и Картахене (юг Испании). В Национальном археологическом музее Лиссабона хранятся оставшиеся с тех времён длинные стальные мечи и золотые украшения алан Приазовья.
А в Испании, как национальное достояние сохраняют породу собак Alans español, т.е. испанские аланы. Таким образом, нам от испанцев достались спаниели (испанцы), а им от нас – аланы. Эта порода крупных собак разводится только в Испании.
В Приазовских степях сарматы охотились со своими собаками на тура. Это был мощный бык с мускулистым телом, высотой в холке около 180 см и массой до 800 кг. В Испании сарматы тоже встретили дикого быка похожего на тура и привычно использовали своих собак для охоты на него и для подчинения человеку. Когда после неудачных войн с вестготами аланы ушли в Северную Африку, они оставили в Испании часть своих собак.
Самые ранние письменные данные о собаках аланской породы относятся к XI веку. Король Альфонсо Справедливый очень увлекался охотой и в своей книге об охоте на крупного зверя подробно описал основные характеристики породы. Он оставил известную фразу. Это изречение в переводе со староиспанского звучит примерно так: «Аланская собака кусает не потому, что голодна, а потому, что от природы наделена желанием захватить всё, что движется».
Это древняя боевая и охотничья порода. На её основе были выведены другие охотничьи собаки, как европейские, так и американские. Например, аргентинский дог, боксёр, питбуль, стаффордширский терьер.
На завоевание Америки испанские конкистадоры отправились с аланскими собаками. Эти звери получали деньги за каждого убитого индейца. Были известны боевые собаки, которым платили больше, чем рядовым солдатам.
Многие века аланских собак использовали для работы с быками. В испанской корриде, помимо тореадоров, традиционно участвовали аланские собаки. Во время корриды на быка выпускали четырёх собак. Когда первые две гибли, выпускали ещё одну пару. Против корриды давно идёт борьба. В конце концов, в ХХ веке использование собак в корриде было запрещено. И аланская порода стала исчезать. Ведь значительную часть этих собак выращивали именно для корриды.
В 1915 году в Испании была запрещена и загонная охота на крупного зверя. После гражданской войны 30-х годов в Испании насчитывалось не более 700 собак этой древней породы. Главная характеристика аланской собаки не красота её, а трудолюбие. У каждого свой вкус, что красиво для меня, другому не нравится, а полезность человеку – объективная характеристика для собаки.
Аланские собаки всегда были очень полезными на охоте и в животноводстве. Это и спасло их от полного исчезновения. Аланская собака знает, как быстро поймать сбежавшую корову. Она хватает за уши, не причиняя вреда, только для того, чтобы пастух мог подойти и связать животное. Аланские собаки предназначены для охоты на крупного зверя: кабана, оленя. Смелость, темперамент и страсть к охоте – всё это есть в аланской собаке, которая имеет двух тысячелетнюю историю. Испанцы гордятся аланскими собаками. А у нас, на их исторической родине, в Приазовье нет ни одной!
Но всадники из Сарматского царства познакомили Иберию не только с новым вооружением и привели собак. Они принесли нечто более важное – идеологию военной знати, так называемый «кодекс кабальеро». Причерноморские сарматы, попав на Пиренейский полуостров в начале V века нашей эры, изменили устаревшие римские представлении о воинской знати, отныне благородный идальго мог быть только кавалером, т.е. всадником. Польская шляхта тоже возводила свои рода к древним сарматам, от них же национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. Вместе с тем, приазовские всадницы изменили у европейцев и отношение к женщине.
Грозные девы, железные рыцари, атрибутика Жанны д’Арк
Поиск военного поприща, достойного противника и славной смерти с мечом в руках – эти черты воинов, живущих в Сарматском царстве, были хорошо известны в древности. Но сарматы не были так многочисленны, как конница гуннов, не были так безоговорочно непобедимы, как легионы Рима. Как им удавалось навязать свою волю соседям? Почему, в отличие от кельтов и германцев, они обладали влиянием в Европе? Ответ давно найден европейскими историками, но он весьма неудобен.
Кроме скифо-сарматов, ни у какого народа в мире наряду с мужчинами не воевали плечом к плечу женщины, что порождало выдающуюся военную культуру. Армия сарматов – это армия любовниц и любовников. Горе тому, кто в сражении холодным оружием убил кого-то из них. Оставшийся в живых глотку зубами перегрызёт убийце, голыми руками разорвёт на части, умрёт, но отомстит тут же, на месте!
Сарматская кавалерия разделялась на конных лучников и катафрактов. В отличие от своих предшественников скифов, которые расстраивали ряды противника длительным обстрелом из луков, сарматы атаковали врага лобовой атакой с контосами наперевес. Сарматы держали 4-метровое копьё-контос двумя руками с одной стороны лошади, а удерживаться верхом во время тарана им помогало жёсткое рогатое седло с высокой задней лукой. Сейчас такие сёдла называют «испанскими».
Удары сарматского копья, в которые вложены лошадиная сила и скорость, были страшными: насквозь пронзались сразу два человека. Катафракты, закованные в чешуйчатые доспехи и действующие сомкнутым строем, были неотразимы.
Традиционно пешие воины европейских правителей учились у аланов верховой езде и кавалерийскому бою. «Наводящие ужас» или «всепобеждающие» (нем. ‑ Alaidsaigae) алайсиаги ‑ так называли древние германцы всадниц-аланок. Так они стали называть женских богинь убийства и смерти. Культ алайсиагов был весьма распространён среди германских воинов. Изображения вооружённых аланок можно встретить в Римской Британии на стене Адриана. Алайсиаги стали предшественницами и прообразом валькирий, почитаемых скандинавами в эпоху викингов.
Образ прекрасной вооружённой девы, в том числе и вытатуированный на коже – это сарматки из Приазовья, так поразившие воображение жителей Западной Европы, когда «амазонки» вторглись в те земли и основали свои королевства на территориях Франции и Испании. Это сарматкам подражала Жанна д’Арк. А как её ещё называли? Орлеанская дева. Орлеан – это столица сарматского княжества на территории нынешней Франции. Символично, что потомка орлеанских амазонок сыграла в исторической драме «Жанна д’Арк» киевлянка Милла Йовович.
Амазонки ‑ это женщины-воины сарматов. Орлеан ‑ столица государства сарматов в V веке. Кого мы знаем под именем Орлеанская Дева? Жанну д'Арк. Теперь вы понимаете, что она неспроста появилась именно в Орлеане?
В государственном музее города Кан (Нормандия) хранятся вещи из женского захоронения V века нашей эры. Захоронена была молодая сарматская амазонка. Она носила германские застёжки-фибулы, римский пояс, серьги, произведённые в сарматском царстве в Крыму и золотые нашивки в виде змеек из Приазовских степей. Эта сарматская княжна находилась на службе в гарнизоне, охранявшем Кан от нападений саксонских пиратов. Мобильность и превосходство сарматской кавалерии привели к тому, что в них нуждались, сарматов звали отовсюду, где были проблемы. Эта амазонка из города Кан была ровесницей легендарного короля Артура.
В те времена пролив Ла-Манш не был преградой для населения. Кельты с полуострова Бретань заселили большой остров к северу и назвали его Великобритания. Это как с Руси наши предки заселили северные земли и назвали Великороссией. Механизм образования названия абсолютно тот же самый. Жаль, что само название «Русь» мы как-то невыгодно обменяли на Украину…
Сохранился договор между императором Гонорием и аланами, дающий им право поселиться в Северной Италии и Галлии (Франция) в статусе конфедератов, то есть военнообязанных союзников. За это они получили значительные территории на землях кельтов. Сарматский бог ветра и бурь Вата ‑ это кельтская Фата-Моргана, возводящая воздушные замки из облаков. Ещё раз: Вата ‑ это бог штормового ветра, его колесница, запряжённая рыжими конями, мчится, грохоча, порождая в небе алые тона, вздымая пыль с земли. Получается, «ватник» ‑ это адепт культа бога Ваты!
Итак, в Галлии в V веке возникли государства: южное аланское королевство в районе современной Тулузы и северное аланское королевство между реками Луарой и Сеной, со столицей в Орлеане. С аланских времён сохранилась лишь часть кладки у основания крепостной стены Орлеана. До 450 года в Орлеане правил грозный сарматский король Гоар, ему наследовал Сангибан, который командовал отрядом конных сарматов римской армии в знаменитой битве народов на Каталаунских полях в 451 году. В этом сражении Рим одержал победу над гуннами, во главе которых стоял сам Атилла. Решающую роль в той битве сыграла сарматская конница. Как писал готский историк Иордан, «Аланы стояли в центре римской армии лицом к лицу с гуннами».
Впечатление, которое сарматы и амазонки оказали на римских военных, было столь велико, что император Грациан реформировал римскую кавалерию по сарматскому образцу и сам носил всё сарматское. Знаменитая венецианская скьявона (итал. schiavona «славянский») ‑ это, оказывается, сарматский кавалерийский меч.
Тогда же появилась мода на сарматскую одежду, сарматское оружие, аланских собак и скифских коней. Лучшая в мире кавалерия может быть только из тех мест, где человек одомашнил лошадь (трипольская культура) и оседлал её (киммерийцы). Сарматские кони очень сильно отличались от римских лошадей. Сарматы холостили своих боевых жеребцов, то есть, делали их меринами. Чтобы они были дисциплинированы даже тогда, когда рядом находилась кобыла «в охоте» и чтобы не выдавали засаду своим ржанием. Конная статуя Марка Аврелия в центре Рима позволяет представить себе не только римского императора, но и то, как выглядел сарматский мерин.
У самих римлян лошади были не выше 140 сантиметров в холке, мы таких сейчас называем «пони». Кони скифов, позднее сарматов, достигали 155 сантиметров в холке. На высоких стройных ногах, лошадь не пузатенькая, как римские пони, а очень тонкая, но, главное, с высоко поставленной шеей, на которой под прямым углом ‑ голова. Эта скифская лошадь сохранилась у туркмен и называется «Ахалтеки́нская». Конная атака сарматов с четырёхметровыми пиками перемалывала боевой дух западных европейцев.
Британский учёный Бернард С. Бахрах несколько лет назад составил карту всех аланских географических названий. Он автор книги, которая называется «История алан на Западе». Список всех названий, связанных с аланами довольно внушительный. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Но аланские и сарматские названия можно найти по всей Европе. Археология также даёт нам материальные доказательства проживания сарматов в этих местах.
Например, французский город Лавор начался с аланского поселения. В центре города собор святого Алана. Он был епископом, прославился помощью беднякам. В северной Франции есть городок Сальмес (Salmaise). Описание его истории хранится в мэрии и начинается с истории, в которой объясняется, что название происходит от римского названия Castellum Sarmacum, то есть сарматская крепость. В Италии есть городок Сармато. На мемориальной доске, укреплённой у входа в мэрию, написано: «Местные жители происходят от народа сарматы». Приехали сарматские воины – мужчины и женщины, да и остались тут навсегда.
Необходимо осознавать, что когда аланы явились в Западную Европу, это было на закате Римской империи, они пришли в Галлию и Иберию в качестве наёмников. Но по мере того, как формировалось средневековое европейское общество, они превратились в землевладельческую аристократию. Они стали рыцарями. Конными рыцарями. И в местностях, имеющих аланские названия, были владения, которыми управляли аланы. Возможно, там были аланские князья или влиятельные кавалеры сарматского происхождения.
Скорее всего, сарматы никогда не составляли там большинства населения, они пришли, как правящий класс. И это привело к распространению сарматских названий и сарматских символов, особенно большого стального меча. Потому, что само их имя было синонимом воина, меченосца. Кстати, французское Ален и английское имя Алан – тоже наследие сарматской истории. Дать кому-нибудь имя Алан, было всё равно, что назвать его «воин-господин». Всадники из Приазовья стали синонимом бесстрашных воинов, они были предводителями и господами в раннем европейском Средневековье.
Магические чаши, волшебные мечи и атрибутика короля Артура
В это сложно поверить, но археологические и фольклорные исследования выявили сарматскую основу в легендах о короле Артуре, этого рыцарского идеала европейской культуры. Образ Артура до сюжетных деталей близок к осетинскому мифическому герою Батразу, который может умереть только тогда, когда его меч будет брошен в волны Чёрного моря.
Осетины – реликтовый этнос, остатки сармат, ушедших из Приазовья не на Запад, а на Восток. В XIII веке полчищами Чингизхана вытеснили этих восточных аланов в горы Кавказа и заперли там, благодаря чему у осетин сохранился эпос древних скифов «Сказания о нартах» и язык скифо-сарматов.
В британском эпосе есть основополагающий миф – это миф об Артуре, извлекающем меч из каменной плиты. Британский Артур, как и осетинский Батраз, живёт только через свой меч. Артур рождается, как король Британии только в тот день, когда извлекает меч из камня. Его жизнь – это жизнь его меча. Меч даёт ему жизнь. Также, как Батраз, Артур – стальной герой, герой-меч, отождествляемый со своим мечом. Экска́либур, легендарный меч короля Артура с волшебными свойствами – это и есть тот самый меч, которому поклонялись скифы, а затем сарматы.
Как пишет римский историк IV века Аммиа́н Марцелли́н, аланы вонзали меч в землю и приносили ему жертвы, как воплощению бога войны. Из этого обычая и возник фольклорный вариант меча в камне. Так появился миф о 12-летнем мальчике, вынимающем меч Эскалибур из наковальни, замурованной в камень. Это, несомненно, связано с сарматскими-скифскими-киммерийскими корнями.
На самом деле, это рассказ о ковке собственного меча. Его вынимали из камня, то есть из руды. У нас такой меч называется «кладенец». Это символическая образность: вынимается или находится древний меч. Такому мечу-кладенцу приписывалась магическая сила. И всё это определённо имеет корни киммерийцев – первых изобретателей стали на земле.
Ещё более фантастическое совпадение тем смерти двух героев. В обоих случаях герой болен или ранен и просит бросить его меч в Чёрное море или в озеро. Он знает, что сможет умереть только тогда, когда меч его будет брошен в волны. Это необычайное сходство – всего лишь вершина айсберга. Не только смерть Батраза и смерть Артура совпадают. Не только они двое, но и персонажи, окружающие их и сами структуры рассказов, совпадают.
В центре Круглого стола рыцарей Камелота появилась однажды Чаша Грааля – одна из заветных святынь человечества. Эта чаша суть, переосмысленная христианами священная чаша скифов, волшебный котёл, способный воскрешать мёртвых.
Даже имя короля Артура для нас звучит привычнее в его исходном варианте – Яртур. Это одно из двусложных имён, принятых в нашем народе с глубокой древности – Ярослав, Ярополк и другие имена с корнем яр-, связанные с солнцем.
Пять с половиной тысяч сарматских всадников отправились в Британию, чтобы охранять Адрианов вал, по нему проходила граница между Римской империей и автохтонным населением острова – бриттами и пиктами. В V веке, с Британских островов ушли римские легионы. Но остались «контрактники»-сарматы, многие из них ассимилировались и не спешили возвращаться домой.
В графстве Ланкашир на берегу Ирландского моря, в музее деревни Рибчестер, хранится каменная стела, которая является единственным вещественным доказательством присутствия сарматов на земле Великобритании. Полустёршиеся буквы – уникальный памятник целой эпохе, каменный автограф пяти тысяч воинов из Приазовья, заброшенных авторитетом империи далеко от своей исторической родины. Рядом ещё одна важная реликвия, барельеф всадника, над головой которого развевается штандарт в виде рукава, изображающего тело дракона. Благодаря именно этому символу кавалерии появилось знакомое нам слово «драгуны». Кстати, Артура бритты называли Pendragon – вождь Дракон.
В обязанности всадников-сарматов входило патрулирование к северу от Адрианова вала – крепостной стены разделяющей южную Британию от северной Шотландии. Когда римская армия ушла с Британских островов, ни у обороняющихся бриттов и пиктов, ни у вторгающихся на остров саксов и англов не было конницы. Не удивительно, что отряды тяжёлой кавалерии сарматов под предводительством Яртура снискали себе славу непобедимых воинов. Что обеспечило Артуру славу и место в истории. Он олицетворяет главные рыцарские качества: отвага, учтивость, почитание женщины. А как иначе?! Женщина-сарматка – это твой боевой товарищ.
Туркмены сохранили скифских коней, испанцы ‑ аланских собак, а сарматский эпос сохранили осетины, которые в героических сказаниях из уст в уста долгие века пересказывали в своих горных селениях мифологию, общественные отношения и обычаи скифской эпохи. А что же сохранили мы? Дух амазонок! В этом не возникает никаких сомнений у любого мужчины, кто имел дело с украинскими женщинами.
Давно уже нет ни гуннов, ни готов, ни вандалов. Как украинцы подарили своё настоящее имя Русь северному соседу России, так и германцы-франки отдали свое название галлам, говорящим на языке римлян. Но мы – живые потомки тех, кто служил на Адриановом валу и вернулся после службы домой. И как не покажется это странным, мы – находимся в близком родстве с теми, кого водил в сражения Яртур Pendragon, скакавший в битву во главе своих драгун.
Греки, а за ними римляне называли всех, кроме себя, варварами. Но если посмотреть на то, кто изобрёл колесо [повозки и гончарный круг], кто одомашнил лошадь, кто изобрёл выплавку железа и стали, то варварами были отнюдь не жители государств междуречья Дуная и Дона. И нам не следует повторять за римлянами эпитетов, коими они из страха уделяли нас, своих северных соседей. В начале христианской эры сами себя мы называли не сарматами и не аланами, но асами.
Зловещие валькирии, черепа и атрибутика викингов
В XIII веке по заказу норвежского короля Хакона IV Старого исландский скальд Снорри Стурлусон записал древние саги в сборник «Круг Земной». В этот сборник вошли саги не только о непосредственно викингах, но значительно более ранние события. Так скандинавский бог Один, от которого ведут своё происхождение все норвежские короли, является историческим персонажем, который жил в стране Готхайм (Земля Богов).
До принятия христианства скандинавские правители назывались конунгами, все они были из рода Инглингов. В «Саге об Инглингах» рассказывается о земле асов, расположенной в низовьях Дона. Вождём асов был Вещий О́дин. Это как Вещий Олег, только О́дин. Он был одноглаз, в сагах его называют Отцом богов, волхвом Асгарда – города асов. Он главный распорядитель Вальгаллы ‑ дворца, куда попадают павшие в битве воины. А ещё О́дин – повелитель валькирий, которые скачут на великолепных жемчужных конях и распоряжаются битвами, распределяя победу или смерть между воинами. Большинство из них стали валькириями-избранницами богов ещё при жизни, и могли превращаться в лебедей. Здесь уместно вспомнить легендарную основательницу Киева – Лыбедь, чудесную, как майское солнце.
Низовья Дона – Приазовье это царство Сарматия. Известно, что самоназвание сарматов – асы. В соседней Венгрии сохранилась область Ясшаг, населённая потомками сарматов, венгры их называют «ясы». Также словом «асы» сарматы обозначали богов, то есть, себя наши предки неоригинально считали «божьими людьми». Стародавний народ северной Германии и Скандинавского полуострова именовал себя готами. В нашем языке от них осталось имя Глеб: от древнескандинавского имени Guðleifr, что означало «наследник бога» (guð ‑ «бог», leifr ‑ «наследник»). То есть, слова «асы» и «готы» означают одно и то же – «божьи люди».
Согласно сагам из сборника «Круг Земой», легендарного О́дина от первого исторического конунга Харальда Прекрасноволосого (Х век) отделяет тридцать одно поколение. Несложный арифметический подсчёт даст нам первый век нашей эры – время, когда степные берега Азовского моря населяли сарматы.
Получается, что путь «из варяг в греки» изначально был «из асов в готы». Сарматские амазонки так поразили скандинавских готов, что те запомнили их, как валькирий ‑ вооружённых дев с золотыми волосами и белоснежной кожей. Миф ‑ это не выдумка, а отражение прошлого в зеркале воображения. Общеизвестно, что самыми свободными и юридически дееспособными были женщины викингов и древних русов. Они даже давали матчества своим детям, если того хотели. Вспомним представителя первой галицкой династии Олега Настасьича. Сейчас этот обычай сохранился только в Швеции.
А через семьсот лет викинги вернулись по уже известным им рекам обратно и основали династию Рюриковичей. Но не с приходом Рюрика началось наше древнее индоевропейское государство, а гораздо раньше. Мы ‑ наследники скифского мира, сарматских царств и аланских княжеств ‑ сохранили до наших дней свою идентичность, родную речь и культуру. С приходом Вещего Олега в Киев северный и южный края нашей цивилизации лишь сошлись, образуя круг.
Тысячи километров разделяют Сарматское царство и древнюю Британию, тысячи лет разделяют древнюю Скандинавию и современную Украину, но история на тысячу голосов повторяет один и тот же поразительный факт – потомки скифского народа прокатились по Европе с востока на запад и с юга на север, оставив в её культуре неизгладимый след. Наше культурное и языковое наследие давно превратилось в символы общей, объединяющей Европу, истории.