«Антинародные законы» – как заставить депутатов ходить на работу
Что будет с обычным украинцем, если он перестанет ходить на работу или будет банально нарушать на рабочем месте законодательство? Вероятно, ему грозит, как минимум, увольнение. Однако каково наказание народных депутатов, которые не только прогуливают, но и не по правилам голосуют в сессионном зале, где принимаются законы, по которым жить всей стране?
Кнопкодавство, то есть голосование не только за себя, но и за «соседа» и прогулы – две проблемы, которые постоянно всплывают в работе Верховной Рады. Так, FaceNews уже писал, что за неперсональным голосованием были пойманы, например, нардеп от «Блока Петра Порошенко» и представитель президента в парламенте Ирина Луценко, главный «радикал» страны Олег Ляшко.
Что касается участия парламентариев в голосованиях в принципе, то, по данным Комитета избирателей Украины, только в июне этого года 79 народных депутатов пропустили 90% голосований Верховной Рады. Получается, фактически каждый пятый нардеп сейчас игнорирует участие в голосованиях. Более того, привычной является практика, когда, например, в пятницу под конец заседания в Верховной Раде остаются единицы политиков.
Так что, FaceNews расспросил народных депутатов, как бороться с кнопкодавами и прогульщиками.
Народный депутат Сергей Лещенко
На сегодня нужно принимать законы, которые будут наказывать кнопкодавов. Тогда и прогульщиков не будет, потому что если наказывают кнопкодавов, то люди вынуждены сидеть и голосовать, потому что законы не принимаются. Соответственно, если они сидят и голосуют, не прогуливают. Это последовательность действий. Нельзя бороться с прогульщиками, потому что это последствие безответственного отношения.
У нас есть законопроект, который давно внесен. 1895, кажется (документ предусматривает санкции для кнопкодавов в виде, например, необходимости срочно покинуть сессионный зал, лишения права участвовать в заседаниях, занимать руководящие должности в комитетах Верховной Рады, – FaceNews). Уже четвертый год он зарегистрирован.
Народный депутат-мажоритарщик, член фракции «Блок Петра Порошенко» Сергей Рудык
Не выбирать их в парламент, следить за их деятельностью на персональных страничках, за их голосованиями. Это дорога в никуда – они систематически не ходят, все об этом знают, потом приходит «время икс», они или покупают округ, или объясняют свое отсутствие в зале тем, что не хотят голосовать за антинародные законы. Это людям нравится, им аплодируют, снова выбирают в парламент, они снова не ходят, и эта история повторяется.
Поэтому без обратной реакции со стороны избирателей эту историю никаким образом не сдвинуть с мертвой точки. Мы постоянно будем ее рассматривать в контексте призвать к совести, снять копейку. Но если народный депутат на это идет, явно занимается чем-то другим. Не все, очевидно, думают в этом момент о своем кармане, кто-то, возможно, и на передовой, но я думаю, что таких людей единицы.
Можно было бы говорить умные слова о законе об отзыве депутатов, который бы урегулировал частично этот вопрос, но я не вижу политической воли ни у парламента, ни за его пределами о том, что он будет в ближайшее время принят.
Народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко
У коалиции есть все рычаги, чтобы себя дисциплинировать и чтобы у них было большинство. Если какой-то депутат из коалиции не голосует за реформаторские или нереформаторские законы, которые нужны правительству, то пусть эта правящая группировка самодисциплинирует своих депутатов, то есть начнет отказывать им в просьбах. «Ты не ходил. Извини, то, что ты просишь, мы не будем делать» и так далее. Это неформальное сообщество, у них должна быть своя дисциплина. У них есть куча неформальных возможностей повлиять.
Внефракционный народный депутат Борислав Береза
Прогульщиков может наказать только избиратель, который не избирает прогульщиков. А кнопкодавов – мой законопроект, который решает этот вопрос, наказывает за кнопкодавство. Лежит с февраля 2015 года в комитетах Верховной Рады и не рассматривается. Они его игнорируют.
Внефракционный народный депутат Олег Петренко
Нет какого-то простого решения этого вопроса. Нужно усиливать ответственность. Нужно снимать неприкосновенность, чтобы можно было напугать депутата какими-то серьезными санкциями за кнопкодавство. Оно должно быть в Уголовно-процессуальном кодексе очень серьезным правонарушением.
Если глобально задуматься, орган, который принимает законы, по которым вся страна живет, за нарушение этих законов людей, в том числе, в тюрьму сажают. И при этом принимаются эти законы таким образом. По большому счету в Уголовно-процессуальном кодексе формулировок для того, что происходит, на самом деле, очень много – шулерство, мошенничество, аферизм. Это все подходит под это. Как можно рассчитывать, что законы в стране будут работать, если те, кому их исполнять, с самого начала видят, как они принимаются? Безусловно, сами люди, сами избиратели должны делать выводы.
С прогульщиками сложнее. Если тут я уже перечислил статьи Уголовно-процессуального кодекса, под которые можно подвести эти действия, то прогул в трудовом законодательстве – это всего лишь прогул. За это в тюрьму не сажают, за это штрафуют, но для абсолютного большинства депутатов невыплаты зарплаты или какие-то штрафы – это абсолютно невпечатляющая история. Поэтому политическая ответственность. Если человек не ходит на работу делать работу, которую ему дает народ Украины, народ Украины должен делать выводы.