Шах и мат?
«Если этот суд – справедливый, независимый – не будет создано, я сложу с себя полномочия премьер-министра Украины и подам в отставку», – заявил в понедельник 4 июня во время общего с главой Верховной Рады Андреем Парубием брифинга премьер Владимир Гройсман.
По его словам, на текущей неделе парламентом должен быть принят «закон о независимом и справедливом антикоррупционном суде». Без этого, убеждает Гройсман, антикоррупционная борьба не будет успешной, а новосозданный орган будет способствовать восстановлению доверия и внутри страны, и на международной арене. «Мы сегодня стоим перед выбором – развитие или дестабилизация», – уверяет премьер.
Воз впереди коня
Как отмечает эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов, причины такого заявления могут быть разными. Он рассказывает: «Во-первых, не исключено, что он уже хочет уйти в отставку, потому что до выборов осталось десять месяцев. Пост премьер-министра очень неудобен, чтобы с этой позиции идти на выборы, если предположить, что он все-таки собирается баллотироваться в президенты. А мы сейчас это исключить не можем. Второй вариант, что Гройсман очень твердо уверен, что все-таки антикоррупционный суд будет проголосован. Соответственно, он считает, что не рискует, поэтому сделал такое заявление, зная, что останется в кресле».
Ко второму варианту склоняется кандидат философских наук, политический эксперт общественной организации «Слово и дело» Валентин Гладких. Он говорит: «(Оцениваю слова премьера, – FaceNews), как и заявление Гройсмана в прошлый раз, когда он угрожал уйти в отставку. Тогда речь шла о пенсионной реформе. Тогда он говорил, что если пенсионную реформу не проголосуют, пойдет в отставку».
Эксперт продолжает: «Я думаю, это пустые угрозы. Чем это завершится? Досрочными парламентскими выборами? Кем будет Гройсман в результате этих досрочных парламентских выборов? Поэтому я склонен видеть в этих заявлениях просто попытки повысить свой вес в этом процессе. Я думаю, уже есть какое-то согласие, что они проголосуют этот антикоррупционный суд».
По словам Гладких, если Гройсман хочет бороться с коррупцией в правительстве, то ему для этого не нужен антикоррупционный суд. «Есть другие достаточно действенные инструменты», – подчеркивает эксперт.
Между тем Спиридонов делает акцент на еще одном важном моменте заявления главы Кабмина. «Тут еще и воз ставится впереди коня, – отмечает он, – потому что у нас парламентско-президентская республика, и Верховная Рада должна ставить задачи Гройсману. А тут что? Почему-то премьер-министр ставит задачу парламенту. На каком юридическом основании, не вполне понятно».
Также, добавляет Спиридонов, вряд ли премьер пребывает в восторге от идеи создания Специализированного антикоррупционного суда. «Он хочет кредитов разных международных организаций, – рассказывает эксперт. – Международные организации требуют антикоррупционный суд. Соответственно, Гройсман должен сделать вид, что хочет антикоррупционный суд, чтобы давали кредиты. Но он не может быть заинтересован в антикоррупционном суде, потому что и ему, и президенту Порошенко антикоррупционный суд может доставить много проблем».
Финишная прямая
Тем временем спикер Верховной Рады Андрей Парубий анонсировал, что решение по проекту закона о создании суда может быть принято в ближайший четверг.
Во время общего с Гройсманом брифинга он заявлял: «Украинское общество ожидает справедливости от наивысшей власти в Украине. И наша обязанность – меня как главы Верховной Рады Украины, и премьер-министра Украины, и всей власти в Украине – сделать все возможное, чтобы решение в четверг было принято, согласно рекомендациям Венецианской комиссии. Решение, которое будет соответствовать ожиданиям людей на справедливый суд, на наказание коррупционеров. Я убежден, пока украинский антикоррупционный суд не посадит нескольких высокопоставленных чиновников за коррупцию, нам будет сложно надеяться на полномасштабную и решительную борьбу с коррупцией».
Параллельно Спиридонов подчеркивает: «Даже если антикоррупционный суд будет проголосован, пройдет еще много-много месяцев до того, чем он реально начнет работать. Соответственно, проголосовать за создание – 40% дела. Проголосовав, можно тормозить его, не создавать. Это просто другая линия обороны».
Эксперт подытоживает: «Скорее всего, президентские выборы состояться к тому моменту, как антикоррупционный суд начнет работать. То есть уже действующая политическая команда оказывается вне зоны риска».