Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко внес в парламент представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности народного депутата, члена фракции «Оппозиционный блок» Сергея Дунаева. Последний подозревается в декларировании неправдивой информации.
Оппозиция говорит о давлении, в коалиции отрицают
Сопредседатель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко ситуацию называет театральным действием, которое время от времени возникает в парламенте.
Политик парирует обвинения: «Единственная вина депутата Дунаева в том, что он является представителем «Оппозиционного блока». Мы уже увидели первые документы из НАПК. Сначала НАПК рекомендует ему исправить эту техническую ошибку об отражении дочерних компаний, в которых он является бенефициаром. А потом, не давая возможности исправить, предоставляет документы в прокуратуру. То есть мы видим эту избирательность. Она нам понятна. Мы понимаем, что это идет давление на наших представителей».
«Мне кажется, уже со стольких депутатов сняли неприкосновенность, а они и дальше находятся на свободе, с ними ничего не происходит, что я бы не сказал, что это давление, – комментирует слова Бойко народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Алексей Гончаренко.– У меня другой вопрос – зачем мы тогда заполняли электронные декларации, зачем общество годами обсуждает то, что там увидело? Чтобы даже не было никакой проверки этого? Вот есть проверка и представление, и это сразу давление. Понятно. А что еще они скажут?».
Спортивная рыбалка?
Между тем некоторые политики напоминают: это уже далеко не первый раз, когда действующее руководство Генпрокуратуры вносит в парламент предоставление о привлечении к уголовной ответственности. Однако часть этих дел «заглохли».
Так, нардеп, член фракции «Народный фронт» Игорь Лапин подчеркивает: «Извините, но хотелось бы все-таки видеть результаты, потому что этот вариант спортивной рыбалки – поймали, поцеловали, сфотографировали, сейчас еще добавили слово растаможили и отпустили... Это не очень правильно. Я все-таки надеюсь, что мы будем видеть не только громкие заявления и представления, а будем видеть и последствия этих представлений, потому что это тест на профпригодность генерального прокурора».
Параллельно парламентарий Евгений Дейдей, которому ранее правоохранители вменяли незаконное обогащение, однако Верховная Рада не дала согласие на привлечение политика к уголовной ответственности, акцентирует: «У нас в последнее время завелась традиция голословно кого-то обвинять и упрекать. По поводу Дунаева – посмотрим. Может, там на самом деле есть какая-то коррупционная составляющая. Исходя из этого будем принимать решение какое-то».
Быстрого исхода не будет
Тем временем часть нардепов ждут возможности ознакомиться с документами, поданными генпрокурором в парламент. Представитель «Народного фронта» Антон Геращенко отмечает: «Я не комментирую, пока не прочитаю документы. Когда эти документы придут в Регламентный комитет, я ознакомлюсь с ними, буду иметь свою точку зрения. А дальше по процедуре депутату Дунаеву будет дано время на дачу своей точки зрения. Скорее всего, на следующей неделе, в среду он будет выступать на Комитете по вопросам Регламента».
Нардеп от «Блока Петра Порошенко» Иван Винник предполагает, что рассмотрение представления в отношении Дунаева может затянуться. Он говорит: «Регламент предусматривает пять дней на предоставление объяснений, потом Комитет должен собраться, подготовить представление. Учитывая, сколько времени у нас занимает рассмотрение соответствующих представлений Генеральной прокуратуры, учитывая, что в следующий четверг нам нужно принять законопроект президента о национальной безопасности, я все же думаю, что это, возможно, перенесется на через неделю».
Вечный вопрос
Так или иначе, а история с Дунаевым снова дала почву разговорам о депутатской неприкосновенности. Более того, представители разных фракций в комментариях журналистам рассказывают о необходимости снять или ограничить иммунитет парламентариев.
Гончаренко подчеркивает: «Намного было бы проще, если бы депутаты были такими же, как все другие граждане Украины. Есть к тебе вопрос, идешь и отвечаешь, не нужно вокруг этого весь этот политический движ делать».
«Должен быть вывод Конституционного суда относительно того, что не может быть неприкосновенности у президента, парламентариев, судей. Соответствующее решение мы поддержим в парламенте. Я считаю, что этого хотят все люди. Все люди ждут, что все будут равные перед законом» – уверяет Бойко.
В свою очередь эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов уверяет, что снятие депутатской неприкосновенности депутатам невыгодно. Соответственно, не стоит этого ждать.
Он рассказывает: «Сейчас стали чаще проходить процедуры по снятию неприкосновенности. Тем не менее, когда начинается этот процесс, как правило, тот, кто хочет, имеет возможность уехать за границу достаточно спокойно. Крайне малореальным я считаю сценарий, что неприкосновенность отменять в этом созыве. Может, такая вероятность составляет 3%».
Однако, подытоживает Спиридонов, даже в случае уничтожения или переформатирования института иммунитета народных депутатов, некоторые элементы неприкосновенности, у парламентариев должны быть. «Может, чуть урезанней, чем сейчас, – резюмирует эксперт. – Если дать возможность, допустим, грозить депутату уголовным преследованием за его выступление, исказится депутатская работа».