Слишком дорогое удовольствие? Антикоррупционеры отчитались о работе
Почти три года назад было создано Национальное антикоррупционное бюро, призванное наряду с рядом других сформированных после Евромайдана органов бороться с коррупцией. Среди достижений ведомства, по мнению его руководства, создание профессиональной команды и высокий рейтинг доверия к ним украинцев. «Мы как трогали власть, так и будем ее трогать. За самые чувствительные места», – заявляет глава Бюро Артем Сытник. Однако часть народных депутатов парирует: НАБУ слишком дорого обходится плательщикам налогов. Другие же, наоборот, ведомство хвалят. Подробнее о результатах работы органа и том, что необходимо, чтобы главные коррупционеры страны сели в тюрьму, читайте на FaceNews.
«Добрый день, уважаемые представители средств массовой информации. Давно с вами не встречались, и в принципе назрел ряд тем, которые нужно обсудить», – такими словами начал пресс-брифинг о результатах работы доверенного ему ведомства глава Национального антикоррупционного бюро (сокращено НАБУ) Артем Сытник.
«Первое – недавно выполнилось три года с момента подписания указа президента о создании Национального антикоррупционного бюро Украины, – повел он речь дальше. – Хотел бы напомнить, что 16 апреля 2015 года – это подписание указа о создании, и 4 декабря 2015 года – это начало первого расследования, фактически начало работы Антикоррупционного бюро Украины».
Также Сытник поблагодарил причастных к созданию органа – нардепов, принявших закон о НАБУ, общественных активистов, международных партнеров, которые, по словам главы ведомства, «три года нас поддерживали как материально, так и политически». «Без поддержки и общественности, и наших международных партнеров выжить в эти сложные три года было бы практически невозможно. Это те два фактора, которые позволяли нам двигаться вперед», – добавлял директор НАБУ.
Он назвал три, по его мнению, главных достижения Бюро за почти три года работы. Во-первых, уверяет Сытник, создание молодой профессиональной команды. К ней, продолжал он, даже можно присоединиться. Он подчеркивал: «Наверное, после майских праздников будет объявлена четвертая, последняя волна конкурса на должности детективов. Всех, то хочет присоединиться к нашей команде, и в таких сложных, но интересных условиях пытаться бороться с коррупцией, призываем податься на этот конкурс».
«Вторым достижением, – продолжал мужчина, – является то, что мы наконец-то пошатнули касту неприкосновенных, которая формировалась многие годы в Украине. За три года двести детективов НАБУ сделали то, что не смогла сделать вся правоохранительная система Украины за предыдущие двадцать лет. Детективы начали расследовать и привлекать к ответственности лица, которые раньше никто никогда не привлекал. В целом по состоянию на начало марта этого года по доказательствам, собранным НАБУ и САП, в коррупции обвиняется почти 200 человек, более 160 человек являются подозреваемыми».
В этом ключе Сытник в очередной раз напомнил, что считает необходимым для успеха антикоррупционной реформы в Украине создание «действительно независимого антикоррупционного суда». Он аргументировал: «К сожалению, сейчас мы видим, что дела в судах не двигаются, а противники антикоррупционной реформы в один голос заявляют, что это полный провал».
Третьим главным достижением НАБУ глава Бюро называет тот факт, что, по его словам, орган пользуется наибольшей поддержкой доверия в Украине и наивысшей поддержкой международных партнеров.
Среди приоритетов и вызовов ближайших лет Сытник назвал необходимость предоставления ведомству права на самостоятельную прослушку и получения доступа к базе электронных деклараций в полном объеме. Разуемся, вызовом является и создание антикоррупционного суда.
Между тем, отмечает народный депутат от фракции «Батькивщина» Игорь Луценко, смотреть нужно на цифры. В комментарии телеканалу «NewsOne» он подчеркивал: «Пока что мы как плательщики налогов потратили на него примерно на полтора миллиарда гривень больше, чем этот орган принес назад, отняв у коррупционеров их незаконные состояния. Это я поискал статистику, и с ней вряд ли будет кто-то спорить. Три года финансирования НАБУ – около 1,8 миллиарда гривень. Назад было возвращено где-то 250 миллионов. Вот такая математика. Ни один топ-чиновник не получил обвинительного приговора. Ни один чиновник, который сбежал, подозреваемый или в каком-то другом статусе сейчас находится, не был экстрадирован в Украину. Это оценка международной юстиции».
Параллельно парламентарий от «Самопомощи» Егор Соболев уверяет, что НАБУ выполняет свою главную задачу – «бьет» по так называемой касте неприкосновенных. «Такие люди, как Насиров, Мартыненко, Онищенко, все, кто фигурируют сейчас в расследованиях Антикоррупционного бюро, это люди, связанные с руководством государства и приближенные к руководству государства, – акцентировал нардеп в эфире телеканала «112 Украина». – Для этого мы его и создавали, для этого мы и давали независимость и устанавливали высокие зарплаты, чтобы они атаковали топ-коррупционеров. Они и атаковали».
Соболев уверен: чтобы фигуранты дел начали получать обвинительные приговоры, необходим антикоррупционный суд. «Антикоррупционное бюро – это детективы, это следствие», – объяснял он.
Тем временем Сытник, общаясь с журналистами во время отчета, заявлял: «Мы как трогали власть, так и будем ее трогать. За самые чувствительные места».