Отклонение от обещанного курса – это результат работы конкретных чиновников
К чему привели такие многообещающие реформы? Результаты неутешительные. Вместо мелких фермеров миллиардные дотации из бюджета получает бизнес долларового мультимиллионера из президентской команды.
Уже прошел конфетно-букетный период, и радость от создания новых антикоррупционных органов позади. Властям удалось наладить с руководителями этих органов эффективную коммуникацию. Общественность больше не принимает участие в процессе переаттестации судей, так как ее негативные выводы в большинстве случаев не учитываются.
Как дотации агропромышленности «уплыли» к крупным холдингам
Агродотации олигархам помогли сохранить ряд депутатов из «Блока Петра Порошенко». Министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой, выходец из БПП заявлял: «Мы четко формулируем, что нашим приоритетом является малый и средний игрок. За эти годы мы дали возможность как государство крупным холдингам состоятся, было много поддержки в их сторону».
Однако потом парламент проголосовал за общий принцип распределения аграрных дотаций, а Кабмин утвердил детальный порядок, и миллионы гривен финансовой помощи потекли самым крупным агрохолдингам, которые специализируются на производстве курятины. Кое-кто из депутатов даже предлагал ограничить сумму дотаций в одни руки уже в 2017 году.
Сначала на Комитете депутаты правку поддержали, но уже на следующий день благодаря нардепу от БПП Нине Южаниной предложение пересмотрели и ограничивать олигархов в 2017 году не стали.
НАПК превратился в орган, контролируемый властями
Создание Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) тоже превратилось в фарс. Ведомство должно было анализировать электронные декларации чиновников и сообщать следователям об основаниях для открытия уголовных производств. Но проверяют декларации там крайне медленно, а в документах высокопоставленных чиновников не находят ничего серьезного.
Петр Порошенко говорил в августе 2016 года: «Из тени на свет, чего давно ожидают люди, должны выйти имения, автопарки, деньги всех слуг народа. Инструмент для такого контроля существует. Он называется электронное декларирование всех активов. Я лично много сил приложил для того, чтобы оно стало реальностью, и никому не позволю давать задний ход». Все это задумывалось для борьбы с коррупцией.
У НАПК появился куратор из Банковой Алексей Горащенков
Прошел год, и в ноябре 2017 года сотрудница НАПК Анна Соломатина заявила: «НАПК не является самостоятельным органом, а полностью контролируем властью. Меня лично с двумя коллегами вызывал в Администрацию президента так называемый куратор за НАПК в сентябре этого года. И предлагал, чтобы все проекты решений, которые будут вынесены на заседании НАПК в первую очередь рассматривались в Администрации президента».
Анна Соломатина говорила о сотруднике Администрации президента Алексее Горащенкове. А вот экс-глава Нацагентства Наталия Корчак хоть и не отрицает, что знакома с Горащенковым, но его кураторство не признает. Она утверждает, что мужчина никогда не высказывал своих пожеланий по поводу результатов проверок.
Однако Соломатина утверждает, что имеет документальное доказательство влияния Банковой. Перспектива этого расследования уже вырисовывается. Дела у детективов забрала контролируемая президентом Генеральная прокуратура и передала в контролируемую президентом СБУ. Теперь информацию относительно куратора НАПК от президента проверяет орган, которым руководит ставленник президента.
Артем Сытник, руководитель НАБУ, когда-то переживал, что влиянию президентской вертикали поддается руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий. Но теперь все изменилось. Бюро вместе с особо близким к президенту департаментом ГПУ прослушивает антикоррупционного прокурора. И даже если они услышали там что-то интересное, мотивы и обстоятельства сотрудничества подталкивают к грустному выводу.
При этом Холодницкий оценивает свои отношения с Сытником как рабочие, почти дружественные. Он говорит: «У нас все хорошо. Мир, труд, май».
Программа «Гра слiв» за 5 апреля 2018 года на телеканале «24 канал»