Прослушивали, но конфликта нет
В среду 4 апреля Верховную Раду посетили главы украинских антикоррупционных ведомств – лидер Национального антикоррупционного бюро (сокращено НАБУ) Артем Сытник и руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (сокращено САП) Назар Холодницкий. Хоть чиновники и сидели рядом, слухи о конфликте между ними в последние недели обострились.
Причина разговоров – негласные следственные действия, которые, сказано на сайте НАБУ, их детективы в составе общей следственной группы с прокурорами Генпрокуратуры осуществляли в отношении Холодницкого в феврале-марте 2018 года.
«В результате этих действий, – напоминают в ведомстве, – по убеждению НАБУ, были получены материалы, которые могут свидетельствовать о наличие в действиях руководителя САП признаков уголовных и дисциплинарных нарушений». Речь, например, о возможном разглашении материалов досудебного следствия людям, не имеющим отношения к соответствующему уголовному производству.
Обнародованное видео Холодницкий называет игрой на публику и нарезкой. Сытник же, несмотря на сложившуюся ситуацию, уверяет, что конфликта между ведомствами нет. «Есть определенное уголовное производство, есть определенные материалы, которые на сегодняшний день переданы в компетентные органы», – говорит он.
Нардеп от «Блока Петра Порошенко» Алексей Гончаренко парирует: «Говорите, нет конфликта. А что такое конфликт? Когда вы будете бить друг друга при встрече? Так нельзя. Мы вас поставили чистить страну, а вы не можете почистить собственные аквариумы? Мы все от вас ждем результата».
Свято место пусто не бывает
Подливает масла в огонь и информация, распространенная рядом СМИ и опубликованная политическим аналитиком Олегом Хавичем на сайте «Корреспондент» о будто бы встрече 15 марта Холодницкого с рядом работников посольства США в Украине. Там его будто бы уговаривали уйти в отставку.
«Это вполне может быть правдой, – комментирует народный депутат от фракции «Батькивщина» Игорь Луценко, – поскольку у американской стороны, насколько я знаю, есть свое желание, свое видение, кто должен возглавлять Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Это Гизо Углава, нынешний заместитель Сытника. Соответственно, под него, возможно, будут изменения в законодательство, если Холодницкий пойдет в отставку, будет уволен с должности».
Соответствует информация действительности или нет, а об отстранении от должности руководителя САП на время расследования говорит и сам Холодницкий. Но в этом случае, отмечает народный депутат от «Блока Петра Порошенко» и представитель Кабмина в парламенте Вадим Денисенко, есть законодательная коллизия.
Он объясняет: «Есть постановление о САП, где сказано, что руководителем Антикоррупционной прокуратуры становится заместитель антикоррупционного прокурора. Есть закон о Генеральной прокуратуре, который, с моей точки зрения, выше постановления. Закон предусматривает, что выполнять обязанности заместителя генерального прокурора может исключительно заместитель генерального прокурора (Холодницкий им является, – FaceNews) или сам генеральный прокурор, то есть или кто-то из заместителей Луценко, или сам Луценко».
«Очевидно, на период расследования назначать антикоррупционным прокурором должен сам себя генеральный прокурор, – добавляет политик. – Как бы это кому-то нравилось или не нравилось, но закон выше постановления».
С этим не согласен парламентарий Сергей Лещенко. Он акцентирует на другой кандидатуре: «Если будет выполнять обязанности специализированного прокурора господин Грищук (заместитель Холодницкого, – FaceNews), соответственно, Луценко должен поставить его своим заместителем. Вот и все. Тут нет проблемы. Или, по крайней мере, поставить его исполняющим обязанности своего заместителя. Если он этого делать не будет, это показывает его намерение примять к себе еще и Специализированную антикоррупционную прокуратуру, то есть контролировать орган, который создавался как независимый. Это будет для него момент истины».
Параллельно нардеп Мустафа Найем уверяет: независимо от того, чем закончится расследование, Холодницкий больше не может руководить САП. Он подытоживает в Facebook: «Это слишком большой удар по доверию к работе сотен детективов и в целом к институции НАБУ».