Стена на границе с Россией: военный долгострой, который разворовывают (расследование)
Мы все помним обещания правительства построить стену на границе Украины с Россией. А результат – всего лишь дыра в стене. На что ушли сотни миллионов, и какое сооружение за такие большие деньги должно было стать надёжным? (Программа «Гра слiв» за 18 января 2018 года на «24 канале»).
Обещания укрепить границу чётко сформулированы лишь в программе парламентской партии Народной фронт. Для большей убедительности они это записали в своей программе дважды.
Далее появился проект «Стена», и бывший премьер-министр Арсений Яценюк, он же лидер Народного фронта, стал его фронт-мэном – он озвучивал ход строительства. Сначала, 16 февраля 2016 года, Яценюк говорил, что пока выполнено 20% от общего объема работ на государственной границе. Прошло полгода, и 19 сентября 2016 года Яценюк уже отчитался, что этот проект, по данным Государственной пограничной службы, реализован всего на 12%.
Если проследить за выступлениями экс-премьера, становится очевидно, что объем работ за пол-года уменьшился с 20% до 12%. Похоже на то, что с одной стороны стену строят, а с другой – разбирают. Такими темпами через год может выяснится, что стену даже не начинали строить, а еще через два года – что никакого проекта «Стена» вообще не существовало.
Но «клаптики» границы все же обустроили, некоторые сооружения пограничников за деньги проекта отремонтировали, и бронемашины закупили. Политики конечно же дают объяснение, почему проект двигается так медленно - мало денег.
Проект «Стена» стал причиной открытия уголовного производства из-за разворовывания денег. Хоть деньги поступают медленнее, чем запланировано, но это не стало поводом не воровать.
В проекте «Стена» видно чёткое распределение обязанностей. Например, Арсений Яценюк пиарился за счёт этого проекта, а деньги проекта тратит Государственная пограничная служба. По последним данным, освоено уже 800 миллионов гривен.
Прототип проекта «Стена» появился летом 2014 года. Игорь Коломойский направил проект Петру Порошенко. Речь шла о двухметровой конструкции из крепкой оцинкованной сетки, сверху предполагалось ещё 30 см колючей проволоки. Яценюк называл это реальной государственной границей между Украиной и Россией и «Европейским валом». Сначала выделили первые 100 миллионов. Потом проект удешевили в 5 раз, и стена превратилась в систему электронного контроля государственной границы. Проект обещали завершить к концу 2018 года, полностью построить и смонтировать.
До выполнения этого обещания остался всего лишь год, а впереди – 85% невыполненных работ по проекту «Стена». 11 ноября 2017 года на вопрос журналистов, когда же будет построена стена, Яценюк ответил, что этот вопрос надо задавать тем, кто несёт ответственность за этот проект, то есть Государственной пограничной службе.
То есть Арсений Яценюк обещание дал, но ответы на дальнейшие вопросы рекомендовал искать не у него, а у распорядителей денег - Госпогранслужбы. Ее руководителя назначает президент по представлению премьера, а деятельность координирует министр внутренних дел.
Интересно, что среди проблем со «Стеной» премьер назвал лишь одну – недофинансирование. При этом он не вспомнил о другой проблеме: разворовывании денег. Поиском ответа на этот вопрос занимаются новые правоохранительные органы – Специализированная антикоррупционная прокуратура. По словам ее руководителя Назара Холодницкого, часть денег была потрачена не на целевое назначение, а часть – разворована.
Из запланированных 4 миллиардов на стену потратили 20%, то есть 800 миллионов гривен. По данным правоохранителей, часть этих денег разворована подрядчиками.
Предварительно подсчитанные убытки составляют 2% от потраченного, то есть 16,7 миллионов гривен.
Основную часть денег на строительство стены пограничная служба распределила в закрытом режиме, без тендеров между генеральными подрядчиками.
По словам Олега Слободяна, пресс-секретаря Госпогранслужбы, тогда законодательство разрешало не проводить тендеры, потому что это работа с определенным режимом ограничения.
Статус подозреваемых по проекту «Стена» уже получили 8 лиц: 3 работника Госпогранслужбы, которые отвечали за капитальное строительство, ещё 3 руководителя фирм-генподрядчиков, из которых один возглавлял не частное общество, а государственный облавтодор, и еще два посредника. Детективы и антикоррупционная прокуратура считают, что часть денег просто вывели в кэш.
И пока правоохранители расследуют разворовывание денег проекта «Стена», который стал визиткой экс-премьера Яценюка, в пограничной службе откладывают срок реализации проекта до 2020 года. Сам Яценюк, хотя уже и не премьер, продолжает обещать, что границе между Россией и Украиной – быть.
На то время, к которому относятся претензии детективов, Госпогранслужбу возглавлял Виктор Назаренко. В прошлом году он пошёл в отставку – по официальной версии, не по причине скандала вокруг проекта «Стена». В день его увольнения президент присвоил Назаренко звание Генерала армии и сделал своим советником. И правда, не руки же ему за воровство рубить.
Журналистам удалось выяснить, что проект «Стена» подкармливал и окружение президента, и президентский бизнес. 60 миллионов гривен пошло на покупку боевых бронемашин «Тритон» у президентского завода «Ленинская кузня» на Рыбальском полуострове, а еще 18 миллионов на ремонт КПП получила фирма семьи народного депутата от президентской фракции Борислава Розенблата.
Ещё до того, как деньги пошли исполнителям, у проекта «Стена» нашлись такие противники, что прозорливая Ванга отдыхает. Юлия Тимошенко предрекла провал проекта «Стена» ещё в 2014 году.
Юлия Тимошенко стала противником укрепления границы между Украиной и Россией сразу после появления проекта «Стена». Ведь нельзя просто так позволить пиариться премьеру на государственном проекте, если этим премьером была не Тимошенко. Она говорила, что такой проект – это абсурд. Действительно, зачем оборудовать границу? Зачем все эти рвы, металлическое ограждение – оставалось бы голое поле и линии на карте.
На самом деле, польза проекта – как минимум в демаркации границы, которую должны были сделать ещё более 10 лет назад, но так и не сделали. Но его реальные функции не стоит преувеличивать. Потому что Яценюк говорил иногда о проекте так, как будто шла речь о несущей стене.
И если бы на проекте не воровали– пиартесь на здоровье, только дело делайте.