"Трещит фундамент, а мы обои переклеиваем". Чем закончится попытка властей обязать малый бизнес установить платежные терминалы
Власти готовят очередное наступление на бизнес. Предпринимателей хотят заставить массово обзаводиться платежными терминалами.
Это требование прописано в проекте правительственного постановления "Об утверждении требований к субъектам хозяйствования относительно приема электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары и предоставленные услуги", которое недавно выставило на своем официальном сайте на общественное обсуждение Министерство экономического развития и торговли.
Согласно документу, до 1 июля этого года установить платежные терминалы должны все компании на общей системе налогообложения и единоналожники четвертой группы. Плательщикам второй и третьей групп (оборот 1,5 млн и 5 млн грн в год соответственно), которые работают в городах и имеют торговую площадь более 20 кв. м, дадут время до 1 января 2019 года, а владельцам сельских и поселковых точек до 20 кв. м – до 1 июля следующего года.
Самый большой переходной период – до 1 января 2020 года – получат плательщики единого налога первой группы (оборот – до 300 тысяч гривен в год).
С точки зрения рядового потребителя, наличие терминала в магазине, в кафе или на заправке, а значит возможность рассчитаться за товар или услугу банковской картой – элементарная норма. Но сами предприниматели и независимые эксперты, с которыми пообщалась "Страна", заявляют – терминалы "из-под палки" могут загнать украинскую экономику еще глубже в тень.
И пугают очередным повышением розничных цен в Украине.
Сбросятся по 30 тысяч
Главный аргумент в пользу идеи массовой установки платежных терминалов – курс государства на постепенное увеличение доли безналичных расчетов и уход от кеша, в том числе черного, полностью взять под контроль который фискалам не удается.
Это, по мнению МЭРТ, совпадает с пожеланиями рядовых граждан.
"В последние годы в Украине растет количество потребителей, предпочитающих безналичные расчеты. По данным НБУ, за 9 месяцев 2017 года держателей платежных карт стало на 506 тысяч человек больше. Количество активных платежных карт в прошлом году достигло 32,4 млн шт. Терминалов за последние два года стало больше на 12,7% (219,2 тыс. шт.). В первом полугодии 2017-го количество терминалов увеличилось еще на 6,9%", говорится в анализе регуляторного влияния нового документа на рынок.
По данным разработчиков проекта, все больше предпринимателей абсолютно добровольно устанавливают терминалы в своих магазинах, кафе, ателье. В 2016 году количество предприятий в сфере торговли и услуг, которые предлагают своим клиентам рассчитываться картой, выросло на 11,1% (до 145,9 тыс. шт.). Правда, в первом полугодии 2017-го динамика уже менее впечатляющая – всего 0,9%.
Терминалами обзаводятся, в основном, сети розничной торговли, автозаправки, рестораны, турагентства, а также небольшие торговые точки, расположенные в ТРЦ, где есть большой поток потенциальных клиентов. Но многие предприниматели все еще не хотят обслуживать покупателей с банковскими картами, тем самым нарушая их потребительские права, констатируют в МЭРТ.
Хотя еще в 2010 году Кабмин принял постановление №878, которым обязал все торговые точки, рестораны и сферу услуг, которые использую кассовые аппараты, с 2012 года проводить расчеты через платежные терминалы, это требование так и не было выполнено, утверждают чиновники.
Новое требование касается всего бизнеса, но реально оно не затронет крупные компании, ведь большинство из них уже оборудовали свои точки терминалами. Как подсчитали в ведомстве, проект постановления, в случае его принятия, скажется на работе порядка 660 средних, 2,4 тыс. мелких и более 180 тыс. микропредприятий. При этом средние разовые расходы каждого предпринимателя на покупку, установку и обслуживание терминала составят чуть более 6,1 тыс. грн, а за пять лет – порядка 30,3 тыс. (то есть 5,5 млрд на всех).
Чтобы снизить эту сумму вдвое, в МЭРТ предлагают разрешить предпринимателям использовать не только терминалы, но и другие электронные платежные сервисы (интернет-банкинг, электронные деньги, мобильные устройства и прочее).
Заложат в ценники
Впрочем, бизнес нововведение все равно пугает. И, как поясняет глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич, дело даже не в деньгах, которые придется потратить на оборудование.
"Главный страх предпринимателей, особенно мелких, – ненадежность и нестабильность отечественной банковской системы. Если для частных вкладчиков у нас есть хоть какие–то гарантии возврата денег из обанкротившихся финучреждений, то для бизнеса их нет. Я лично в свое время потерял в лопнувшем банке 140 тысяч гривен. А общие потери предпринимателей оцениваются в 40 млрд грн. Не хочется вдруг узнать, что твои банковские счета заблокированы, и искать средства для уплаты налогов, которые никто не отменит и не отсрочит", – говорит Доротич.
По его словам, если государство все же заставит предпринимателей устанавливать терминалы, они попросту повысят цены на все товары. "1,5-2% – это комиссия, которую берет банк со всех операций через терминалы, плюс будет еще процент за риск. Все это бизнес заложит в ценники", – предупреждает эксперт.
Руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский говорит, что предприниматели традиционно боятся излишнего внимания со стороны контролирующих органов.
"Опасаются сложностей с администрированием, штрафов за возможные ошибки в работе с терминалами, проверок налоговиков", – отмечает эксперт. В такой ситуации МЭРТ нужно садиться за стол переговоров с отраслевыми организациями и искать компромиссное решение. "К примеру, можно предусмотреть за безналичные расчеты льготные ставки налога. Скажем, если с наличных операций платишь 5%, то с безналичных – 3%", – предлагает Доротич.
Впрочем, главная причина, по которой бизнес ищет любую возможность увильнуть от новых требований, – нежелание, чтобы власть залезала к нему в карман. "Даже сейчас многие магазины и рестораны, у которых есть терминалы, стараются проводить через них далеко не все операции. Для клиентов находятся разные отговорки: нет связи с банком (хотя часто ее действительно нет), сломался терминал и прочее. Так будет и в этот раз – терминалы поставят, но пользоваться будут по минимуму", – допускает Доротич.
Руководитель торгового центра "Росана" Ростислав Гапон предвидит и еще одну проблему."Если на точке оборот мизерный, скажем, 500 грн в месяц, то не будет ли банк говорить, что ему невыгодно предоставлять эквайринг? Потому что к нам ПриватБанк всегда звонит, если оборот меньше 10 тысяч за месяц", – отмечает предприниматель.
Экономист Виктор Скаршевский считает, что новые чиновничьи идеи могут еще глубже загнать экономику в тень.
"Пользы они точно не принесут. Это как в ситуации, когда трещит фундамент, переклеивать обои. Зачем давить на мелкий бизнес, если крупный выводит из страны по $15-20 млрд в год", – недоумевает эксперт.
Доротич же считает, что обязательное требование установки терминалов станет еще одним способом для налоговиков надавить на предпринимателей и получить с них взятку.
Трудовые инициативы
Стоит отметить, что беды малого бизнеса на теме платежных терминалов не закончатся.
Украинские налоговики фонтанируют идеями, как усовершенствовать общение государства с предпринимателями. Из последних инициатив – введение трудовых лицензий, которые, возможно, придется получать всем самозанятым украинцам в качестве временных лицензий.
Такое предложение содержится в "Стратегической инициативе развития ГФС до 2020 года", которая опубликована на официальном сайте ведомства.
ГФС также намерена реализовать план BEPS по противодействию размыванию базы налогообложения, подумывает над расширением базы налогообложения имущества и разработкой непрямых методов госконтроля за доходами украинцев.
И наличие информации о всех покупках, которые совершили граждане, может стать одним из них.