«По Порошенко будут бить» – как власть собирается делить хлебные должности
FaceNews разбирался в том, когда уволившихся членов Кабмина и главу НБУ таки отправят в отставку, а важные ведомства получат полноценных руководителей. Затронули мы и вопрос исполняющей обязанности министра здравоохранения.
Страна и.о.
В мае прошлого года с разницей в несколько дней сразу два министра правительства Владимира Гройсмана заявили о решении уйти в отставку – глава Министерства аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой и министр информационной политики Юрий Стець. Их увольнение должен поддержать парламент, однако за эти месяцы депутаты так и не «отпустили» чиновников.
Также в воздухе завис вопрос отставки главы Национального банка Валерии Гонтаревой, последний рабочий день которой на посту лидера Центробанка был 10 мая. Примечательно, что незадолго до новогодних праздников в Верховной Раде велись разговоры о том, что 21 декабря парламент отправит женщину в отставку. Однако эти теории остались лишь словами.
Кроме того, тогда же в комментариях журналистам народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Березенко среди прочего говорил: «В том числе, в январе логично было бы обсуждать вопрос замен на правительственной скамье, на это нужно давать ответ».
Баланс политического противостояния
«В январе почти стопроцентно можно говорить, что вряд ли они это решат за одну пленарную неделю. И настроение не то, я так понимаю, у них, и никто в шею их не гонит. В лучшем случае уже в следующей сессии (в феврале, – FaceNews) вернутся к этому вопросу», – предполагает кандидат философских наук, политический эксперт общественной организации «Слово и дело» Валентин Гладких.
Он уверен: проблема вакантных кресел в Кабмине связана с проблемами в коалиции. «Правительство – это, грубо говоря, исполнительный орган парламентской коалиции, – отмечает Гладких. – Коалиция формирует правительство. Пусть она продемонстрирует факт своего существования путем доукомплектации правительства, решения кадрового вопроса. Но проблема заключается в том, что у них нет 226 голосов. Соответственно, они зависят от воли своих политических партнеров, то есть им нужны голоса других людей».
По словам политического аналитика Ярослава Макитры, предполагалось, что необходимые голоса могут найтись в процессе принятия госбюджета-2018. Он объясняет: «Ожидалось, что определенный ряд свободных должностей будут заняты в процессе принятия бюджета, как определенный бонус в торгах касательно принятия бюджета. Но, как видим, удалось принять бюджет правительству при помощи, очевидно, других плюшек, а не только должностей. Эта тема так и не была решена».
Теперь же, продолжает Макитра, сложно однозначно определить сроки, когда вакантные министерские должности могут быть заняты, ведь «пребывание определенных лиц в статусе и.о. является своего рода компромиссом». «Назначение новых будоражит политикум и приводит к определенным торгам, – рассказывает аналитик. – Например, в правительстве заменить кого-то сложно, потому что этот Кабинет министров был квотным, все делалось при других политических обстоятельствах, и теперь они отличаются. Поэтому, очевидно, и руководство правительства, и команда президента боятся менять там каких-то людей, делать определенные перестановки, потому что это может полностью переиграть все карты».
Валютные перипетии
Между тем вопрос назначения главы Нацбанка, акцентирует Макитра, вскоре может быть решен. Ситуация, почему Гонтарева до сих пор не уволена, а Центробанком управляет исполняющий обязанности, по словам аналитика, связана с рядом причин. Он подчеркивает: «Во-первых, это должность уязвима и чувствительная для общества. Речь о постоянных колебаниях курса и проблемах в банковской сфере. Это создает определенные политические проблемы.
Во-вторых, в отличие от других должностей назначение главы НБУ без воли президента и его добра невозможно. Поэтому все, что сдерживает, очевидно, назначение нового главы НБУ – это то, что у президента есть кандидатуры, просто их нужно согласовать с парламентом и провести. Я думаю, этот вопрос на финишной прямой и может быть решен. По крайней мере, должен быть, потому что дальнейшее затягивание создает серьезные репутационные риски, по Порошенко оппоненты будут бить очень долго, если не произойдет замены и ротации».
Политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев добавляет: «Скорее всего, именно эта должность в первую очередь будет занята». Ее, предполагает он, в феврале-марте может занять действующий и.о. главы НБУ Яков Смолий.
Золотарев объясняет: «Если на исполняющих обязанности по разным сферам, условно, могут закрывать глава, то на отсутствие полноценного главы Национального банка, а это вторая должность в стране, которая влияет на экономику, закрывать глаза наши западные партнеры не будут».
Кроме того, по словам политолога, сам факт, что «ряд ключевых должностей занимается исполняющими обязанностями указывает на дефицит политической ответственности». Так, например, внедрением медицинской реформы сейчас занимается и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. «А это стратегическая вещь для государства», – акцентирует Золотарев.
Тем временем Гладких подытоживает: «Мне, честно говоря, непонятна ситуация, когда человек подает в отставку, а его не отпускают. Это же абсурд. Как можно заставить человека работать на должности, если он говорит, что не хочет? У нас же нет крепостничества в государственных органах. Мне кажется, это нужно как-то урегулировать. Если человек не хочет быть министром, то он складывает полномочия, и это должно быть зафиксировано в соответствующих законах. Это вопрос развития украинской демократии».