Засилье олигархов и отсутствие культуры: названы провалы депутатов-2017
В 2017 году внимание украинцев во многом было приковано к работе Верховной Рады. Политики не только эпатировали потасовками и скандалами, но и провели «осень реформ», которой часть откровенно гордиться. FaceNews разбирался подробнее в том, что удалось парламенту в уходящем году, а с какими заданиями депутаты не справились.
«Осень реформ»
В том, что работа Верховной Рады в 2017-м заслуживает хорошего слова, уверен глава фракции «Народный фронт» Максим Бурбак. Среди причин этого, по его словам, в частности, то, что депутаты дали старт реформам и вовремя приняли проект бюджета на следующий год.
Говоря подробнее об итогах года, он подчеркивал во время недавнего согласительного совета: «Прежде всего, Украина выстояла и не капитулировала перед Кремлем. Более того, мы вплотную приблизились к принятию законопроекта, которым наконец-то признаем Россию агрессором. Украинские военные героически удерживают позиции на Донбассе. Враг не только не продвинулся, но был вынужден отступить на нескольких участках фронта. Мы с вами снова заложили в бюджете 5% ВВП на безопасность и оборону. Мы получили реальные сдвиги в предоставлении Украине военной помощи и летального оружия. В этом году мы начали важные, но необходимые реформы».
Член фракции «Блок Петра Порошенко», мажоритарщик Сергей Рудык добавляет: «Удалось главное – разблокировать работу, которая периодически блокировалась в 2016 году. Мало кто об этом вспоминает, но периодически были целые месяцы, когда наши оппоненты блокировали трибуну, и невозможно было проголосовать ни наши, ни их, никакие законопроекты».
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий в свою очередь заявляет, что эффективность депутатов этой осенью не сравнится ни с одной другой страной. «Мы вместе с вами приняли масштабную образовательную реформу, фактически закончили судебную реформу. Напомню, две недели рассматривали, это самый долгий законопроект в истории украинского парламентаризма, – рассказывал политик на прошлой неделе. – Мы приняли медицинскую реформу, и мало кто надеялся, что парламент может принять это решение. Этой осенью мы приняли пенсионную реформу, которая одновременно была и элементом нашего сотрудничества с МВФ, и одновременно дала возможность поднять пенсии миллионам украинцев.
Этой осенью мы начали масштабную избирательную реформу, как и процесс внесения изменений в Конституцию о снятии неприкосновенности. Этой осенью мы приняли ряд важных законов по национальной безопасности и обороне. Часто с послами иностранных государств я задаю вопрос: «Какая еще страна в мире, какой еще парламент в мире сумел за такой короткий промежуток времени принять такое количество реформ?». И я слышу ответ: «Никакой».
Упадок политической культуры и страна и.о.
Между тем, внефракционный нардеп-«свободовец» Юрий Левченко, резюмируя позитив в работе депутатов, вспоминает о нескольких, по его словам, относительно нормальных моментах с точки зрения защиты информационного пространства, украинского кинематографа. Он добавляет: «И все по большому счету. А так эта Верховная Рада, как и предыдущие Верховные Рады, абсолютно не представительская. Соответственно, все решения, которые она принимает, не представительские».
Его поддерживает коллега-нардеп, внефракционный Юрий Деревянко. Политик подчеркивает: «Если же мы говорим о каком-то прогрессе, нужно сказать объективно, что в парламенте сидят люди, являющиеся представителями олигархата, которые сегодня отстаивают их интересы. И, к огромному сожалению, мы видим, что под видом реформ, имитацией реформ именно защищаются их интересы, нарушая права и интересы граждан Украины. И это огромная проблема.
Мы видим, что парламент не смог и не захотел включить в повестку дня закон об импичменте президента. Мы видим, что еле-еле парламент проголосовал за отзыв (депутатского, – FaceNews) законопроекта об антикоррупционном суде. Мы видим, что парламент не спешит менять правила выборов. Мы видим, что большинство в парламенте и бывшие «регионалы» сегодня сообща защищают систему олигархата и коррупции, что наихудшее – очень опасные тенденций по сужению прав человека, свободы слова и демократии в Украине. Это стало очевидно в этом году».
Деревянко уверяет: «Недостаточно только двигаться в европейском направлении, имитируя реформы, важно их делать. И важно по принципиальным вопросам, когда речь идет о том, чтобы дать возможность работать антикоррупционным органам, сажать коррупционеров, не уничтожать антикоррупционные органы, а дать возможность работать. Когда мы говорим о судах, то, может, нам нужно сделать нормальные суды, а не какие-то фейковые?».
Исходя из этого, успехами Верховной Рады в 2017-м депутат называет то, что «мы не дали возможность уничтожить НАБУ, что нам удалось защитить нашу систему электронного декларирования».
Параллельно парламентарий от «Батькивщины» Игорь Луценко подливает масла в огонь неуспехов, напоминая, что Верховная Рада провалила кадровую политику. «Когда нет ответственности тех, кто не выполняет законы, любые законы не нужны. У нас половина правительства нелегитимная, определенных министров нужно уволить, определенных министров нужно назначить, потому что там пустые места сейчас. Это все не было сделано. Национальный банк, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия. Мы видим очевидные последствия этой неработы Верховной Рады Украины, в частности, колебания курса, который является абсолютно аномальным», – акцентирует он.
Политический аналитик Ярослав Макитра в свою очередь обращает внимание на то, как, по его словам, в Украине падает уровень политической культуры. Однако при этом, подчеркивает он, исходя из формальной точки зрения, Верховная Рада в уходящем году приняла много системных изменений. «У нас их принято называть реформами, та же пенсионная, медицинская, много законопроектов по судам, – объясняет аналитик. – Поэтому в принципе, в целом можно говорить, что деятельность парламента продуктивна, если анализировать количество системных документов, которые проголосованы, если исходить с формальной стороны.
Но, если вообще говорить о парламентаризме, то это один из наихудших годов в том плане, что понятие регламента, политической культуры как таковой в парламенте практически отсутствует. И этот год был много в чем определяющим. Мы видим голосования по восемь-десять раз за одни и те же решения, нарушения регламента. И вообще как в комитетах не рассматриваются надлежащим образом документы, утром подаются, через 15 минут там уже идет голосование-включение в повестку дня, в целом. То есть очень сильно упал уровень политической культуры».