Последние недели для украинцев выдались богатыми на события, в том числе, политические перипетии. Так, с одной стороны задержание экс-президента Грузии и бывшего губернатора Одесской области Михеила Саакашвили и суд по избранию политику меры пресечения.
С другой стороны, ряд решений приняла Верховная Рада. Например, депутаты не «под елочку» и не под утро приняли во втором чтении и в целом госбюджет на 2018 год.
Однако вместе с этим парламент отозвал с должности главы Антикоррупционного комитета Верховной Рады нардепа от «Самопомощи» Егора Соболева. Часть политиков в таком решении видят попытки власти взять под контроль Национальное антикоррупционное бюро путем назначения от парламента «ручного» аудитора НАБУ.
В этом ключе много шума наделал и проект закона №7362 авторства глав коалиционных фракций Артура Герасимова («Блок Петра Порошенко») и Максима Бурбака («Народный фронт»). В документе, среди прочего, речь идет о том, чтобы предоставить Верховной Раде право выражать недоверие главам Национального антикоррупционного бюро, Государственного бюро расследований, Специализированной антикоррупционной прокуратуры и членам Национального агентства по предотвращению коррупции.
Исходя из этих событий, FaceNews поинтересовался у экспертов, как они оценивают политическую ситуацию в стране.
Кандидат философских наук, политический эксперт общественной организации «Слово и дело» Валентин Гладких
Чтобы говорить о политической ситуации в стране, нужно определиться с теми факторами, которые на нее влияют. Есть факторы, которые способствуют дестабилизации ситуации, есть те, которые ее стабилизируют. Вопрос в том, какие окажутся более сильными.
Если смотреть на перечисленные события, то принципиально важным было голосование за бюджет, когда они насобирали почти конституционное большинство. Там стандартный набор тех, кто поддерживает. Это свидетельствует о том, что политическая элита достаточно консолидирована, и, несмотря на все свои внешние разногласия и демагогию, четко осознает приоритеты.
Что касается ситуации с Соболевым, то это скорее какой-то символический акт, потому что я не вижу никакой практической целесообразности в таком решении. Полномочия главы комитета являются настолько непринципиальными и мизерными, все равно решение принимается коллегиально, большинством голосов. Если бы Соболев отказывался созывать комитет, то это можно сделать решением трети депутатов.
Кроме того, абсолютно недолугая формулировка, что признали его работу неудовлетворительной. А работу каких глав комитетов мы можем признать удовлетворительной? Но опять-таки это ничего не меняет.
Ситуация с Саакашвили. Есть Саакашвили, у которого есть определенные мотивы делать то, что он делает. Насколько эти мотивы благородны или нет, мы не знаем, можем делать только предположения, но почему-то он это делает. Есть люди, которые склонны воспринимать Саакашвили как драйвер.
Но в целом, несмотря на то, что в Украине есть просто грандиозный протестный потенциал, огромное количество людей, которые недовольны результатами Революции Достоинства, нужно понимать, что на сегодня общество пребывает в состоянии растерянности, фрустрации. Агрессия нынче является рассеянной. Во-первых, нет субъекта, который бы смог аккумулировать ее на кого-то. Во-вторых, нет объекта, на который бы эту агрессию можно было направить.
Поэтому на сегодня все это в таком состоянии и будет пребывать. Я сейчас, честно говоря, не вижу каких-то серьезных угроз, которые позволили бы перерасти этой взрывоопасной ситуации во взрывную ситуацию. Думаю, чрезвычайных событий не стоит ожидать.
Политолог Дмитрий Левусь
Оцениваю ситуацию как нестабильную и считаю, что мы накануне каких-то больших потрясений.
Политический аналитик Ярослав Макитра
Имеем достаточно горячий период, который серьезно отразится на будущем украинской политики и даже не из-за самих этих дел и событий, потому что у нас традиционная бурная жизнь, а, прежде всего, дело в смене контекстов и ориентиров. Я имею в виду, что украинская власть на четвертом годе после Майдана открыто частично совершила и пыталась совершить действия, которые, мягко говоря, не вызвали воодушевления на Западе.
Так что, такие вещи не останутся вне внимания, и в целом мы увидим очень жаркое продолжение этих событий. Думаю, следует ожидать ответа на такие события. Может просто ускориться сценарий. Я имею в виду те же антикоррупционные расследования, уголовные производства, которые были против многих высоких чиновников. Я думаю, дела будут еще более резонансными.
В принципе, логично предположить, что после такого демарша украинской власти на Западе вряд уже будут видеть в Порошенко следующего президента. Человек, который не один раз обещает одно и то же, а потом делает разворот на 1800, забирает свои слова назад, вряд ли вызывает восторг, вряд ли может быть человеком, которому будут доверять, на которого будут ставить в будущем.