Около полуночи в четверг, 7 декабря, Верховная Рада приняла проект государственного бюджета на 2018 год. Среди основных показателей документа, заложенных Кабинетом министров – увеличение минимальной зарплаты до 3 723 гривень, инфляция в 9%, рост ВВП на уровне 3%.
В целом проект поддержали 273 народных депутата. Речь о 114 представителях «Блока Петра Порошенко», 74 политиках из «Народного фронта», 25 людях из группы «Возрождение», 23 внефракционных, 18 представителях «Радикальной партии Олега Ляшко», 17 нардепах из группы «Воля народа», 2 людях из «Самопомощи». Ни одного голоса за проект не дали фракции «Батькивщина» и «Оппозиционный блок».
Параллельно о том, каковы перспективы еще большего роста минимальной зарплаты в 2018-м и том, какие статьи доходов не подкреплены реальной финансовой базой, то есть рискуют прибавиться к дефициту бюджета, FaceNews расспросил главу Комитета экономистов Украины Андрея Новака.
Как бы Вы охарактеризовали бюджет, принятый Верховной Радой?
Бюджет 2018 года – это ксерокопия бюджета-2017, потому что структурно они ничем не отличаются. Структура доходной и расходной частей, их соотношение, то есть дефицит, соотношение между центральным и местными бюджетами структурно ничем не отличаются. Аналогично построены все статьи.
Сформировали бюджет на 2018 год очень просто – взяли бюджет-2017, добавили показатель инфляции, и получился бюджет на следующий год. Поэтому экономические результаты в 2018 году будут примерно такие же, как в 2017-м.
Все ли статьи доходов подкреплены реальной финансовой базой?
Есть одна очень сомнительная статья. Речь о доходах от приватизации с суммой в 22,5 миллиарда гривень. Для сравнения в 2016 году закладывали 10 миллиардов гривень по этой статье, а получили 200 миллионов. В 2017 году заложили в бюджете 17 миллиардов гривень, получили немногим больше миллиарда.
Я не представляю, что нужно продать в 2018 году на 22,5 миллиарда. Скорее всего, почти вся эта сумма будет не выполнена, поэтому ее нужно прибавлять к дефициту бюджета, и реально он будет составлять около 100 миллиардов гривень.
Сколько раз, по Вашему мнению, в течение следующего года парламенту придется вносить изменения в бюджет-2018?
Как минимум, им нужно будет пересматривать его после первого квартала, потому что в пределах первого квартала будет принято решение Международным валютным фондом о продлении или нет сотрудничества с Украиной.
А дальше, как минимум, по итогам первого полугодия тоже будут пересматривать бюджет, потому что есть широко анонсированное повышение минимальной зарплаты к 3 723.
Политиками уже ведутся разговоры о необходимости еще большего увеличения минимальной зарплаты, например, до 4 100 гривень. Как оцениваете перспективы?
Написать можно любую цифру – четыре-пять-десять тысяч. Что-то похожее мы уже проходили в начале 1990-х годов, когда почти все украинцы были миллионерами, только за эти миллионы могли купить все меньше и меньше товаров и услуг.
Деньги, которые не подкреплены товарным производством, приводят только к одному – к обесцениванию, что дает как девальвацию гривны, так и высокие темпы инфляции.
Инфляция предусмотрена на уровне 9%. Правдив ли, по Вашему мнению, этот показатель?
Эта цифра такая же реальная, как и инфляция 8%, которая закладывалась в бюджете на 2017 год, а сейчас по факту мы имеем 15%. Если они закладывают девальвацию гривны до 30,1, а это от курса, когда формировался бюджет, девальвация на 15%... Если только гривня будет девальвирована на 15%, инфляция в 9% не впишется никак и будет представлена двухзначным числом.
Часть политиков говорит, что бюджет сбалансированный, часть, мол, это смета полицейского государства. Что скажете Вы?
С каждым днем нам нужно все спокойнее воспринимать оценки политиков, потому что по факту мы уже вступили в предвыборную президентскую компанию, и нас сейчас будет накрывать популизм как из провластной стороны, так и из так называемой оппозиционной.
Представители власти будут одни сказки рассказывать, а представители так называемой оппозиции или сил, которые считают себя оппозиционными, будут рассказывать не сказочки, а страшилки. Вот и будет массовый популизм сказочек и ужастиков.