Главный вопрос, на который участники мероприятия искали ответ два дня – каким должен быть новый порядок безопасности в мире. Местом проведения Львовского форума по безопасности стал известный в стране Украинский католический университет, поражающий посетителей необычностью и современностью помещений, например, библиотеки, где не только можно найти «Одиссею» на английском, но и почитать на специально оборудованных мягких «пробелах» в стенах.
Ни дня без конфликта
Несмотря на громкое название первой дискуссии «Можно ли было отвернуть войну в современной Европе?» и ее известного модератора Мирославу Гонгадзе, практически с самого начала на Форуме прогремел скандал.
Так, глава Львовской областной государственной администрации Олег Синютка во время обсуждения, в котором, к слову, не принимал участия, пообещал подать заявление в СБУ о будто бы поддержке «народных республик» со стороны организаторов мероприятия. Причина претензий губернатора – англоязычная инфографика, сделанная депутатом Европарламента, где были отмечены среди прочего так называемые «народные республики» на Донбассе.
«Я буду вынужден по результатам этого обратиться в СБУ, чтобы они проверили, это случайность или задуманная вещь, чтобы дискредитировать львовский регион», – заявил Синютка, после чего поспешно покинул зал. В след чиновнику вице-спикер парламента Оксана Сыроид посоветовала главе ОГА обратиться к президенту, «спросить, с кем он подписал Минские соглашения».
Пролить свет на армию
Впрочем, этот инцидент стал единственным конфликтом на Форуме. Дальше, во время второй дискуссии «Война как реальность» командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес заявил, что Штаты не отходят от позиции предоставления помощи Украине и учатся у наших солдат. «Мы много чему учимся о России от украинцев», – акцентировал он.
Говоря о путях борьбы с коррупцией в армии, военный заявил, что лучший вариант – это прозрачность, добавляя, что в США военные руководители должны отчитываться перед Конгрессом. «Нелегко обеспечить прозрачную трату государственных средств, но Конгресс решает, сколько денег тратится на армию», – сказал Ходжес.
В ответ на это Сыроид заявила, что Украине нужно менять подход к оборонному бюджету. По ее словам, можно засекретить определенные статьи расходов, но не все. Вице-спикер уверена: «Армия должна быть подотчетна обществу через представительский орган, которым является парламент».
Нет гибридной войне
Между тем социальный психолог Олег Покальчук отметил, что имеет предостережения к термину гибридная война, когда речь о событиях в Украине. Одной из причин несогласия, по его словам, является, что это значит отсутствие российского вторжения, что, говорил Покальчук, кому-то выгодно, ведь позволяет сидеть, сложа руки. Он уверен: события на Донбассе можно называть непрямой войной, ведь Россия финансирует ополченцев. «Непрямая война – война через посредников, чужыми руками», – подчеркивал социальный психолог.
В свою очередь участник Форума из Эстонии Свен Сакков сказал, что также можно использовать термин сокращенная война.
Что касается Виталия Рымашевского, сопредседателя Белорусской христианско-демократической партии, то он заявил, что президент Александр Лукашенко находится в сложной ситуации, но осознает гибридную угрозу. Примером этого, по словам политика, является факт, что в стране исчезли георгиевские ленты. «Нельзя опускаться только к военному противостоянию, потому что Путин уже у вас в тылу», – отмечал Рымашевский. Он уверен: судьба восточно-европейского региона лежит на Украине и России.
Между тем, предполагал философ Сергей Дацюк, противостояние в Украине ведется за замедление времени. Он говорил: «За что война? Я думал над этим и не придумал ничего другого, как философский ответ. Это война за замедление времени. Только тот архаичный мир позволяет России иметь влияние. Что значит победить в этой войне? Восстановить течение времени». Исходя из этого, уверял Дацюк, главное значение в этом противостоянии имеют социальные инновации.
Искоренить раковую опухоль
Однако во время дискуссии «Как прекратить поощрение агрессора?» дальше пошел генеральный директор Центра дипломатии и международного сотрудничества Байдена Университета Пенсильвании Майкл Карпентер. По его словам, переговорный процесс необходимо структурировать так, чтобы Россия была вынуждена взять на себя ответственность. Он уверял: «(Нужно, – FaceNews) более продуктивно сказать России, если она не выполнит определенные вещи к определенной дате, то будут такие-то последствия».
При этом акцентировал во время выступления Карпентер и на том, что важное условие преодоления России для Украины – это реформы. «Вы проиграете, если не возьмете под контроль коррупцию», – подчеркивал мужчина.
Мнение украинцев
Второй день Форума начался с презентации исследования «Это – война». Данные опроса представляла директор социологического агентства «ФАМА» Марьяна Малачевская-Данчак. По ее словам, отвечая на вопрос о причинах потери контроля над Крымом и частью Донбасса, граждане называют среди причин оккупацию этих территорий Россией. 40% так говорит о Крыме, 36% – об ОРДЛО.
Кроме того, согласно исследованию, уровень недоверия украинцев к президенту составляет 64%, к премьеру – 64%, к Верховной Раде – 76%. Наивысший уровень доверия граждане испытывают к Вооруженным силам. Речь о 42%.
69% убеждены, что Крым – украинская территория и необходимо вернуть контроль над полуостровом. 75% придерживается аналогичного мнения касательно временно неподконтрольный территорий Донбасса.
Отвечая на вопрос о том, как Украине нужно действовать в этом ключе, 37% респондентов выразили уверенность в правильности стратегии жесткой обороны, 25% говорили о наступлении, 22% выступили за особый статус для ОРДЛО, 21% привержен признанию российской оккупации и временной изоляции неподконтрольной Украине части восточной Украины.
Комментируя результаты исследования, сенатор из Франции заявил, что не ожидал увидеть 22% населения, которые видят решение конфликта в ключе Минских договоренностей. Кроме того, он акцентировал на низком уровне доверия к власти и важности реформы децентрализации, которая будет приближать власть к людям.
Параллельно нардеп Мустафа Найем подчеркнул, что много его коллег используют Донбасс как лозунг.
Где заканчивается война?
На завершающей дискуссии Львовского форума по безопасности сооснователь общественной платформы «Новая страна» Валерий Пекар заявил: «Пока мы не поймем, что такое конец войны, конца войны не будет».
Между тем политический аналитик из Молдовы Денис Ценуса сказал, что сложно достигнуть решения конфликта, когда есть гибридная война. «Очень сложно предлагать решения», – уверял он. Исходя из этого, по мнению аналитика, прежде всего, нужно минимизировать последствия гибридной войны, а уже потом, например, возвращать территории.
Обозреватель «Крым. Реалии» Павел Казарин в свою очередь напомнил, что «война началась с аннексии Крыма, этим и закончиться». Несмотря на это, добавлял он, крымской тематикой в Украине сейчас почти никто не занимается.
Политолог Михаил Бессараб заявил, что вещи необходимо называть своими именами, признав территории ОРДЛО временно оккупированными, а Сыроид акцентировала, что внешняя политика не может базироваться на Минских соглашениях.
Казарин подытоживал: «Мы живем в логике Толкина. Нам кажется, что мир делится на добро и зло, и если мы добро, то победим. Нам кажется, что мы победим и потом будет вершить суд. Но я призываю не верить в хэппи-энд. Жизнь – это сериал».