Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий поддерживает идею совмещения народными депутатами работы в Верховной Раде и Кабинете министров. Об этом будут десятки тысяч законопроектов. В британской модели реальное право законодательной инициативы имеет только правительство. Другие депутаты могут что-то подавать, но они не имеют права рассчитывать на то, что их законопроекты будут рассматриваться.
Более того, во многих странах этой системы есть специальные фильтры, блокирующие возможность любого рассмотрения таких законопроектов. То есть оппозиция должна понять, что их проекты вообще не будут рассматриваться.
Тогда также должен быть вопрос, если парламент не голосует за бюджет, то в таком случае происходит отставка правительства и досрочные выборы парламента. Без этих пунктов работать эта система не будет.
Нужно понимать, что это приемлемая вещь, ее уже когда-то инициировали. Но она не может работать без полного комплекса британской системы. Это полная смена системы власти в стране. Чтобы она нормально заработала, мне кажется, должен произойти переход к чему-то очень близкому к парламентской республике.
И здесь я бы не расценивал заявление Парубия как индивидуальное. Я думаю, оно идет в дуплете с заявлением Авакова о том, что они написали какие-то изменения в Конституцию. То есть, я думаю, Парубий как выходец из «Народного фронта» играет в ту же игру, это их общая игра.
Председатель правления центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко
Ответ очень простой – совмещение должностей министра и депутата свойственно парламентским республикам. Если у нас будет парламентская республика, то это нормально. Если остается нынешняя политико-правовая система, когда достаточно мощный институт президента, правительство формируется парламентом, но все же нет отождествления…. Плюс наши правила и традиции, у нас министр – это не только политик, но и администратор. У нас и так есть проблемы с посещением парламента, а если министры и некоторые депутаты будут в правительстве, то будут огромные проблемы с голосованием правящей коалиции. Поэтому при нынешних условиях это было бы нецелесообразно.
Если же у нас когда-то появится парламентская республика, изменятся правила поведения, уровень дисциплины у парламентариев будет лучше, то это будет возможно. На сегодня – нет.
Руководитель Центра политической разведки Олег Постернак
То, что хочет Андрей Парубий, он сначала должен понимать, как это реализовать. Для этого нужно изменить Конституцию Украины. Все это было сказано в рамках стартовой подготовки нашего общества к необходимости конституционной реформы. Эту идею очень активно будет продавливать «Народный фронт». Это их партийная установка, которая была принята на съезде, и Парубий начинает готовить к меню конституционной реформы.
Такое совмещение – это типичное свойство парламентских республик, где министры одновременно могут оставаться и депутатами. Я не вижу в этом чего-то сверхъестественного.
«Народный фронт» имеет 80 штыков, и в БПП вынуждены принимать во внимание любые их инициативы. В любом случае, я думаю, компромисс по этой инициативе в зале пока не может быть найден. Порошенко и БПП будут максимально противодействовать конституционной реформе в обход его мнения и учета его интересов в этом проекте. Я вообще не уверен, что эта конституционная реформа на данный момент может состояться.