Лобби агропромышленного комплекса: кто лучший друг Косюка и Бахматюка в украинской политике
Помнят ли депутаты обещания и лозунги, с которыми они попали в депутатские кресла в 2014 году? Или это был просто предвыборный спам? (Программа "Гра слів" за 8 ноября 2017 года на телеканале "24").
Помнят ли избиратели обещания тех народных депутатов, за которых голосовали?
Например, программа самой большой депутатской фракции «Блок Петра Порошенко» обещала бороться за все хорошее против всего плохого. Может показаться, что это просто тост. Примерно так звучат предвыборные программы всех политических сил, как будто создавались за бокалом хорошего вина, а ещё был фуршет и караоке, поэтому детально прописать программы времени не было. Очертили всё хорошее в общих чертах.
Депутаты фракции «Оппозиционный блок» Михаил Добкин, Юрий Павленко и Александр Вилкул не смогли назвать 5 самых ключевых обещаний, с которыми их фракция шла на выборы в 2014 году. Депутат Дмитрий Линько от фракции «Радикальная партия» считает, что иногда обещания выполнять неактуально, например, запуск работы общественного антикоррупционного корпуса в составе ветеранов АТО и всеукраинской сети Защиты прав человека. Евгений Дейдей тоже не вспомнил обещания своей фракции «Народный фронт», наверное, это страшная тайна. И для него тоже.
Например, поддержка сельского хозяйства. И «Блок Петра Порошенко», и «Народный фронт» Арсения Яценюка обещали особое внимание государства к агропромышленному комплексу. Половина из 4 миллиардов сельхоздотаций в этом году получают самые большие агрохолдинги Украины Косюка и Бахматюка. Но слово «поддержка» ассоциируется с теми, кто в ней на самом деле нуждается, а не с долларовыми миллиардером и мультимиллионером. Может быть, под аббревиатурой АПК имелся в виду не агропромышленный комплекс, а «А Половину Косюку»?
Распределение первого миллиарда между двумя бизнесменами такое: экс-заместителю главы администрации Порошенко, Юрию Косюку, пришло уже более 900 млн гривен. А Олегу Бахматюку - более 200 млн гривен. Несложно посчитать, что Косюк в четыре с половиной раза больше друг президента, чем Бахматюк. Что по поводу официального объяснения именно такого распределения дотаций?
Эксперты Vox check, которые анализируют правду и ложь в словах политиков, нашли объяснение. Парламент и Кабинет министров привязали формулу расчёта дотаций к уплаченным компаниями налогам, и в этом - хитрость. Такая формула гарантировала самый лучший результат «птичникам». Разве это справедливо? Да, с точки зрения Косюка и Бахматюка.
У Юрия Косюка есть помимо шикарного поместья, яхты, самолета и вертолёта также агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт». Специализация – курятина, чистая прибыль – десятки миллионов долларов в год. Это позволяет хозяину холдинга войти в пятёрку отечественного рейтинга Форбс. В первом полугодии 2017 года агрохолдинг Косюка получил более 940 миллионов гривен дотаций.
Больше всех недоволен дотациями Косюку народный депутат Олег Ляшко. Чтобы поразить присутствующих в зале парламента народных избранников, он даже попросил вынести плакат с дворцом олигарха Юрия Косюка к трибуне Верховной Рады. По словам Ляшко, этот особняк специалисты оценили в 1 миллиард долларов.
Тем не менее, Ляшко мог ещё больше всех поразить, если бы вынес плакат со своей маленькой скромной «хатынкой» на 550 кв. метров в Конче-Заспе, которую он, не бизнесмен, приобрёл в начале этого года за каких-то 15 миллионов гривен, ещё и в кредит.
Второй по объему кусок поддержки от государства получил Бахматюк, 28 по списку в рейтинге Форбс, и его агрохолдинг «Укрландфарминг». С начала 2017 года компания получила более 236 миллионов гривен дотаций.
За семь месяцев аграриям выплатили 2,315 миллиардов гривен. Из них 1,178 млрд гривен получили Косюк и Бахматюк, а остальные 1,137 млрд гривен разделили между собой тысячи аграрных предприятий.
При этом буквально в ноябре 2016 года тогдашний министр аграрной политики Тарас Кутовой, выходец из БПП, заявлял, что ключевой акцент по поддержке будет направлен на малые и средние предприятия, потому что в прошлом крупные предприятия имели много преференций. Это дало возможность им состояться.
Потом парламент проголосовал за общий принцип распределения агродотаций, Кабинет министров утвердил детальный порядок, и миллионы финансовой помощи потекли к самым крупным холдингам, которые специализируются на производстве курятины.
Это идет вразрез не только с обещаниями министра, но и с самой сутью понятия «дотация». По словам Марьяна Заболоцкого, заместителя начальника «Украинской аграрной ассоциации», дотации даются тем, у кого расходы превышают доходы. А в Украине дотациями обеспечиваются, в том числе, и прибыльные предприятия. О том, что именно они заберут половину от всей суммы агродотаций, предостерегали задолго до голосования в парламенте и решения Кабмина. Кое-кто из депутатов даже предлагал ограничить сумму дотации в одни руки уже в этом году.
Сначала депутаты эту правку поддержали, но уже на следующий день, благодаря народному депутату от БПП Нине Южаниной, предложение пересмотрели и ограничивать олигархов в этом году не стали. Как объяснил депутат Олег Крышин, в сессионном зале находится много представителей крупных аграрных холдингов, которые, фактически, пролоббировали свои интересы и получили дотации.
Ограничение дотаций в одни руки должно было бы заработать с 2018 года, но его уже сейчас пытаются отменить. Над этим работает целая группа народных избранников, среди них – бывший сотрудник «Мироновского хлебопродукта» Николай Кучер и Александр Бакуменко. Аргументы – ограничения нарушают действующий закон, а птичники нуждаются в помощи.
Дотации делятся именно так благодаря принципам, заложенным депутатами и Кабинетом министров, с привязкой к уплаченному компаниями налогу. Хотя привязку можно было бы сделать к другим показателям, и это существенно повлияло бы на результаты распределения дотации. Такой механизм распределения критиковали в налоговом комитете, но министр кабмина Александр Саенко лично приходил в налоговый комитет с целью поддержать позицию правительства и наставал на привязке к НДС.
Например, у директора фермерского хозяйства Николая Винника - 200 коров и ни одной гривны дотации в этом году. У него есть помещения и оборудование на 600 коров. Если бы он получил помощь от государства, то увеличил бы поголовье коров и добавил несколько десятков рабочих мест.
Кому финансовая поддержка нужна больше – куриным олигархам или фермерским хозяйствам, например, скотоводам или садовникам? Ответ на этот вопрос власть нашла не в анализе стратегических решений, а в лоббировании «крупных игроков».
Хотя, презентуя проект бюджета на будущий 2018 год, премьер-министр Украины Владимир Гройсман обозначил совсем другие приоритеты: создать условия для увеличения поголовья крупного рогатого скота, чтобы в стране было больше мяса.
Лоббисты Косюка услышали премьер-министра и уже тихонько отредактировали проект бюджета на 2018 год, чтобы «птичники» из списка Forbes не остались обиженными. Когда-то в этом рейтинге трудно было найти украинцев, зато теперь там можно регулярно видеть Косюка. Есть депутаты, которые хотят, чтобы так было и дальше. С такими объемами государственной поддержки украинские куры тоже скоро войдут в список отечественных.
Программа "Гра слів" за 8 ноября 2017 года на телеканале "24"