За последние месяцы украинцы уже, казалось бы, привыкли к громким задержаниям НАБУ, судам, куда нардепы приходят брать обвиняемых на поруки, и политическим заявлениям по этому поводу. Так, в марте на слуху у всех было «дело Романа Насирова», а в апреле – задержание детективами НАБУ бывшего народного депутата Николая Мартыненко.
Но 31 октября страну ждала новая сенсация – задержание Антикоррупционным бюро трех человек, одним из которых оказался сын министра внутренних дел Арсена Авакова Александр. На момент написания статьи всех троих суд отпустил под личное обязательство, а в Верховной Раде из-за этих событий было зарегистрировано два проекта об отстранении Авакова с поста главы МВД. Подробнее разбирался FaceNews.
Задержание на Хэллоуин
31 октября детективы НАБУ под процессуальным руководством прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры (сокращено САП) задержали трех человек, среди которых оказался экс-заместитель министра внутренних дел Сергея Чеботарь и сын главы ведомства Александр Аваков.
По версии следствия, отмечают в Бюро, трое задержанных «причастны к закупке за средства Министерства внутренних дел рюкзаков по цене, существенно выше среднерыночной». В НАБУ добавляют: «По информации досудебного расследования, товар не был поставлен вовремя и не соответствовал требованиям, установленным МВД, вследствие чего государству было нанесен убыток в размере более 14 миллионов гривень». Правонарушение было квалифицировано по части 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Проще говоря, сына главы МВД задержали по подозрению в разворовании бюджетных средств на тендере по изготовлению рюкзаков.
События не остались вне внимания Арсена Авакова, написавшего в Facebook: «Ни мой сын, ни фирмы, в которых он учредитель не имеют и не имели ни копейки денег из бюджета Украины. Александр Аваков пройдет процедуру и докажет это в суде. Всем тем, кто хочет использовать эту ситуацию в пиар целях, ради собственных политических амбиций или для решения своих конъюнктурных задач, отвечу еще раз – не выйдет. Я не размениваю свои принципы на личный комфорт и легкость бытия».
Отреагировали на обвинения и в «Народном фронте». Так, случившееся 31 октября там окрестили политическим шоу, не имеющим ничего общего ни с правом, ни с антикоррупционной борьбой.
Поздний суд
С такими позициями стороны конфликта добрались до суда. Заседания касательно избрания мер пресечения трем задержанным завершились вечером в среду, 1 ноября. В итоге всех троих отпустили под личное обязательство. Литвина и Авакова также обязали носить электронный браслет.
Политические последствия
Тем временем ситуация получила продолжение в политической среде, ведь 1 ноября в Верховной Раде появилось два разных проекта, касающихся отстранения Арсена Авакова от должности главы МВД. На момент публикации статьи тексты документов еще не появились на сайте парламента, однако были опубликованы данные о регистрации.
Автором первого проекта под названием «Постановление об отстранении Арсена Авакова от исполнения полномочий министра внутренних дел» является внефракционный нардеп-«свободовец» Юрий Левченко. Второй документ подал член фракции «Блок Петра Порошенко» Сергей Каплин. Документ называется «Проект постановления об обращении Верховной Рады к Кабинету министров с требованием отстранить министра внутренних дел Украины Арсена Авакова от выполнения обязанностей на время расследования НАБУ дела о закупке рюкзаков МВД в течение 2014-2015 годов».
Несмотря на это, в перспективу принятия этих документов, например, кандидат философских наук, политический эксперт общественной организации «Слово и дело» Валентин Гладких верит мало, как и в вероятность отстранения Арсена Авакова от должности. Он объяснят: «Вероятность того, что эти постановления будут проголосованы, стремится к нулю, учитывая, что он представляет фракцию, которая входит в коалицию. Соответственно, в отставку его можно отправить только с согласием этой фракции».
«Что касается нормального хода процесса, то, без сомнения, было бы неплохо, если бы министр внутренних дел, имея очевидный конфликт интересов, был хотя бы отстранен от должности на время проведения расследования, – подытоживает Гладких. – Но ведь тут есть и другой нюанс: у нас в стране все определяется не только формальными должностями, но и неформальным влиянием. Если кто-то думает, что даже временно отстраненный от выполнения обязанностей Аваков не сможет влиять на ход следствия, то это, я думаю, очень наивные люди».