Госбюджет-2018: нардепы заявляют об «ограблении» городов
Документ, который еще не был вынесен в сессионный зал, уже раскритиковали по обе стороны парламента. «Объединила» нардепов из коалиции и оппозиции децентрализация.
Около месяца назад, в средине сентября, в Верховной Раде был зарегистрировал проект государственного бюджета на 2018 год. Согласно предварительному плану, в четверг, 19 октября, депутаты должны рассматривать его в первом чтении. Этому предшествовала подача ими правок в документ, которые рассматривал профильный комитет, работавший в эти недели немало.
Произойдет рассмотрение бюджета в первом чтении сегодня или нет, сказать сложно, ведь нардепы еще не закончили с медицинской реформой и вроде как после собирались приступить к обсуждению законов, которых требуют митингующие, разбившие под парламентом палаточный городок.
Но одно можно сказать наверняка – дискуссии на Бюджетном комитете были сильные, а замечаний у депутатов – много. Интересно, что о проблемах развития децентрализации в проекте говорили и в оппозиции, и в коалиции. FaceNews разбирался подробней.
Децентрализация под угрозой?
Во время представления проекта бюджета-2018 в парламенте министр финансов Александр Данилюк отмечал, что приоритетами финансирования станет медицина, образование, социальная сфера, оборона, поддержка фермеров, дороги, децентрализация, энергоэффективность.
Однако в приоритетности децентрализации сомневаются сразу ряд политических сил, особенно те, у кого в партиях есть мэры городов. Так, народный депутат от «Самопомощи» Татьяна Острикова отмечает: «Правительство придерживается не политики дальнейшей децентрализации полномочий и денег на места, а забирает заработанное городами, селами, поселками, объединенными территориальными общинами на центральный уровень».
Речь, по ее словам, во-первых, в предложении переложить финансирование льгот на жилищно-коммунальные услуги на местные бюджеты. «Подлость ситуации заключается в том, – акцентирует нардеп, – что кроме государственного бюджета подано изменения в бюджетный кодекс, где есть предложение от правительства переложить на финансирование местных бюджетов задолженности, накопленные по жилищно-коммунальным услугам за предыдущие годы. Это дополнительно обременит местные бюджеты на 7 миллиардов гривень».
И это при том, отмечает нардеп от «Блока Петра Порошенко» и советник столичного мэра Дмитрий Белоцерковец, что у городов нет полномочий определять категории льготников. «Это частичное финансирование может вывести большинство городов в дефицит в отношении их бюджетов», – уверяет он.
Во-вторых, продолжает Острикова, в документе предусмотрена передача на финансирование из местных бюджетов высших учебных заведений I-II уровня аккредитации. Из-за этого, говорит Белоцерковец, как минимум, в столице закрытию могут подлежать 29 учебных заведений. Речь, например, о Промышленно-экономическом колледже Национального авиационного университета, Киевском государственном хореографическом училище.
Политик объясняет: «Передача учебных заведений на баланс города без передачи финансирования реально может привести к их моментальному закрытию. Единственный регион Украины, которому не предусмотрена необходимая дотация на 2018 год, это Киев. Сумма необходимой дотации составляет 271 миллион гривень. Так что, выходов из ситуации два – или оставить государственное финансирование, или предусмотреть необходимую дотацию».
Еще один важный момент – это медицинские и образовательные субвенции. Их, по словам нардепа от «Самопомощи» Романа Семенухи, государство не обеспечило примерно на треть. Что касается образования, то в реформе отрасли, недавно принятой парламентом, предусмотрено повышение заработных плат педагогам на 25%. «Одновременно увеличение субвенции предлагается только 16,5%, – рассказывает Семенуха. – Это как? Мы хотим поднять заработные платы учителям на 25%, но субвенция предусматривает увеличить только на 16,5%».
Что касается Киева, то, подчеркивает Белоцерковец, столице и вовсе предлагается сокращать педагогов или понижать им зарплату. Он подчеркивает: «Объем финансирования образовательной субвенции для Киева на 2018 год планируется в размере 2,7 миллиардов гривень, что меньше показателя этого года. Вместо необходимого увеличения на 784 миллионов, Киеву уменьшают субвенцию на 369 миллионов гривен. То есть столичный бюджет недополучит более миллиарда гривень. Фактически предлагается уменьшить зарплату учителям столицы на 12% вместо увеличения на 25%».
Однако и в других городах не все радужно. Так, по словам Остриковой, согласно поданному в парламент проекту бюджета, например, Львов из-за недостачи образовательной субвенции из центра должен будет заплатить из городского бюджета почти 119 миллионов гривень.
Централизация финансов усиливается с каждым годом
Будут ли найдены компромиссы, покажет время и окончательный текст госбюджета. Документу еще предстоит пройти первое и второе чтение. Однако подобные сложности, отмечает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, не удивляют.
По его словам, то, что уже несколько лет украинское правительство подает как децентрализацию является лишь половинчатой децентрализацией, «потому что происходит только передача полномочий и смена пределов административных единиц».
«Настоящая децентрализация должна заключаться в децентрализации налогов, то есть доходной части бюджета. А в этой части, наоборот, происходит еще большая централизация бюджетной системы. В частности, эта степень централизации зависит от показателя межбюджетного соотношения между центральным бюджетом и местными. Так вот, в бюджете этого года оно составляет 80/20, а в проекте бюджета на следующий год – 81/19. То есть реально в финансах происходит еще большая централизация, когда 81% налогов идет напрямую в центральный бюджет страны», – подытоживает Новак.