«Мне кажется, все произойдет очень быстро, буквально в один день, все просто сорвутся, выйдут: «Все, эту территорию возвращайте». И тут, если мы не будем готовы, это, конечно, уже наша вина», – так говорит журналист и писатель Максим Бутченко о полном возвращении Донбасса под украинский контроль.
Для Бутченко эта тема, не сказать иначе, наболевшая, ведь он – уроженец городка в Луганской области, который сейчас находится под контролем самопровозглашенной «ЛНР». Более того, журналистом Бутченко работает только с 2012 года, а до этого трудился в шахте. «Всего около 12 лет подземного стажа», – сказано в его биографии.
Нынешнюю военную ситуацию Бутченко называет не иначе, чем войной и даже написал об этом две книги – «Художник войны» и «Три часа без войны».
Если в первой в центре – два брата, которые после Революции достоинства оказываются по разные стороны, то во второй в камере Лукьяновского СИЗО автор сводит бойца добровольческого батальона, бывшего пленника одной из так называемых «республик» и шахтера, вступившего в «ополчение». Три часа, откуда и название книги, они проводят вместе, рассказывая каждый свою правду.
Однако поводом для разговора FaceNews с писателем стала его новая книга под названием «Куркуль». Речь о Слободской Украине 1930 года и дедушке главного героя, который не хотел подчиняться новой власти (приобрести книгу можно на сайте Yakaboo).
Именно в раскулачивании из прошлого века Бутченко призывает искать истоки событий 2014 года на Донбассе. Тогда, как пишет он в предисловии к книге, у людей забрали «последний проблеск личной свободы». «Корни война на Донбассе закопаны в далеких 1930-х. Тогда, собственно, и закрутились на этой земле зубчатые колеса раскулачивания и уничтожения последнего человеческого достоинства», – сказано в предисловии издания.
Подробнее об этом и том, почему вина за случившееся в 2014 году лежит на всей стране, в интервью FaceNews рассказал Максим Бутченко. Также журналист поведал о зарождении мифа о разделении Украины и том, что сейчас происходит на временно неподконтрольных Украине землях Донбасса.
Максим, в книге «Куркуль» Вы рассказали историю своего деда. Не каждый способен на такое откровение. Какую цель преследовали, когда писали?
Мне хотелось бы, чтобы эта книга стала для украинцев не просто какой-то исторической драмой, а чтобы помимо сухих фактов человек, прочитавший ее, понял переживания тех людей, их эмоции, углубился в это. Мне хочется, чтобы мы поняли, что настоящие украинцы и настоящие селяне – совсем другие, что у них было чувство собственности, отдельности от государства, что они могли бороться, хотели это делать.
Сколько еще нужно майданов, чтобы мы изменились?
В предисловии к книге «Куркуль» Вы пишете, что коллективизация 1930-х годов забрала «последний проблеск личной свободы». В одном из интервью : «Наша нация сейчас, как подросток, который узнает свою фамилию, свой род, свою семью. Мы возвращаемся к себе». Вы нашли для себя ответ на главный вопрос, кто мы, украинцы, и куда идем?
Во-первых, если посмотреть те же 1917-е или 1930-е года, то люди всегда считали себя украинцами. Как ни странно, навязанный стереотип, что Украины не было, звучал еще в царской России. В одном из воспоминаний бывшего полковника УНР я читал, что в момент провозглашения автономии УНР на Софийской площади собралось множество людей. И в этот же период в Питере и Москве были большие митинги, когда украинские солдаты, которые тогда служили в царских войсках, надели какие-то свои наряды, вышли с флагами.
То есть борьба за то, чтобы просто быть признанными – это наша основная черта, она всегда присутствовала. У меня есть знакомых чех, он приезжает и говорит: «Меня удивляет, что здесь много кто ходит в национальной одежде, чехи совсем не ходят». И я думаю, почему так происходит. Потому что чехам не нужно доказывать, что они существуют. Чехи существуют, а украинцы всегда борются за то, чтобы их называли украинцами, чтобы Украина была. Поэтому украинцы – это борцы за самоопределение называться тем, кем они хотят. Эта наша объединительная черта.
Посмотрите на то, что происходило в АТО. Большая часть погибших, по крайней мере, в прошлом году я смотрел статистику, это восток Украины, Днепропетровская область. Не запад, а восток. Почему? Та же борьба за себя присутствует в нашей крови.
Во-вторых, мне кажется, что все-таки украинцы всегда были хорошими собственниками, всегда отделяли и понимали, что здесь находятся, что это их зона ответственности.
Так что, чувство борьбы за независимость и чувство собственности должно к нам вернуться.
Максим, я знаю, что сейчас Вы работаете над новой книгой. О чем она будет?
Сейчас я пишу о событиях, которые можно приурочить к столетию УНР. Очень вдохновляющая история. Мой герой – бывший офицер царской армии, в последующем – полковник УНР. Кстати, очень много офицеров из царской армии служили в УНР. И в целом события 1917-1918 годов, как это ни странно, были воспроизведены в 2014-м году, и многое из того, что происходило, было повтором.
Какая была бы Украина, если бы УНР состоялась, это, наверное, вопрос другой. Меня больше интересует идеология этих людей, мысли, желания, чувства.