Расследования ГПУ в отношении министров: политолог назвал возможных фигурантов
Несмотря на то, что следующая неделя – последняя, когда депутаты соберутся в сессионном зале перед каникулами парламента, с каждым днем у них появляется все больше работы. Сейчас ее Верховной Раде подбрасывает Генеральная прокуратура и антикоррупционные ведомства.
Регламентный комитет парламента уже принялся рассматривать представления о снятии неприкосновенности с шестерых народных депутатов. Соответствующие документы ранее правоохранительные органы отправили в Верховную Раду.
Всего в списке – шесть политиков, которыми сейчас «занимаются», в частности, ГПУ и антикоррупционные органы. Среди фигурантов – Михаил Добкин из «Оппозиционного блока», Олесь Довгий, «радикал» Андрей Лозовой и три представителя коалиции – Евгений Дейдей и Максим Поляков из «Народного фронта» и Борислав Розенблат из «Блока Петра Порошенко».
Перед вынесением голосования за снятие с них неприкосновенности, а в случае Добкина – голосований и за задержание, и арест нардепа, соответствующие представления должны рассмотреть в Регламентном комитете. Там, к слову, в понедельник 3 июля не поддержали лишение депутатского иммунитета Евгения Дейдея.
Однако особого интереса ситуации добавляют и другие заявления генерального прокурора Юрия Луценко. Так, в интервью «5 каналу» он сказал: ««Я не могу исключить как новых представлений к народным депутатам, так и действий по действующим министрам. Такая у нас работа. Сейчас проводится следствие против многих фигурантов, в том числе у нас есть вопросы и к действующим и бывшим министрам».
Свою оценку этим событиям в эфире телеканала «112 Украина» дал политолог Вадим Карасев.
Как считаете, анонсированные генпрокурором расследования в отношении министров действительно есть или это политическое заявление?
Пока что это политическое заявление, потому что это не официальный анонс. Это традиционный для украинской политики соприкасающийся анонс без фамилий.
Это тонкий намек, что, во-первых, не только депутатами занимается прокуратура, в частности, касательно представлений, а и действующими министрами, всеми госслужащими. Во-вторых, правительство Гройсмана и так находится в нечто подвешенном состоянии, потому что некоторых министров нет, а министерства возглавляет и.о. Кроме того, анонсировались отставки отдельных министров.
Это очевидно и намек на очень высокую политическую активность и амбициозность премьера. А это, мы знаем, в команде президента не всеми воспринимается. Поэтому тут, я считаю, это намек, что нужно Кабмину – министрам и премьеру – заниматься больше хозяйственной деятельностью, а не думать о высокой политике.
И, кстати, это может быть и намеком на возможные осенние отставки в правительстве. Скорее всего, не всего правительства, а отдельных министров. Я думаю, президентская команда будет делать все, чтобы чуть-чуть почистить Кабмин, сделать его более контролируемым. Возможно, это связано с этим.
И отдельные еще политические амбиции генерального прокурора. Не секрет, что он тоже думает о полноценной политической карьере, не исключает премьерской карьеры. Тем более, во время отчета по поводу годовщины пребывания на должности он говорил, что полгода еще побудет генпрокурором, а дальше перейдет на полноценную политическую работу.
У Вас есть предположения, о ком из действующих министров говорит Юрий Луценко?
Я не хочу гадать. Потенциально это могут быть все министры. Возможно, это министр финансов, возможно, вице-премьер по социальной политике, возможно, министры, которые входят в узкий круг премьер-министра.
Кстати, в этом анонсе есть еще один момент, на который нужно обратить внимание. Возможно, генпрокурор понимает, что вообще не удастся эта операция по снятию неприкосновенности (с народных депутатов, – FaceNews), не будет там особой доказательной базы по Дейдею, Лозовому, Долгому, и готовится такая компенсирующая стратегия.
В любом случае, чтобы генпрокурор и прокуратура не подверглась критике, что, мол, нет доказательств, соответственно, Регламентный комитет может не принять эти представления, у генпрокурора, ГПУ есть всегда новая идея, новый подход, касающийся действующих министров.
Вадим, Вы не просто так назвали всего троих народных депутатов, касательно которых может не насобираться доказательств? Насчет Борислава Розенблата, Сергея Полякова, Михаила Добкина нет сомнений?
Касательно Добкина – просто он в последний момент появился тут как фигурант. А что касается Розенблата и Полякова, то тут вопрос чуть-чуть серьезней, потому что очень профессионально работало НАБУ, тем более, под прикрытием, с помощью консультантов ФБР. И тут есть международные факторы, касающиеся наших международных партнеров касательно борьбы с коррупцией. Тут доказательная база достаточно серьезная, и это не столько заслуга генпрокурора, ГПУ, сколько НАБУ. Поэтому тут, думаю, дело будет серьезней.
Как думаете, проголосуют за снятие неприкосновенности с нардепов до конца сессии, если через Регламентный комитет пройдут соответствующие представления?
Думаю, до конца сессии, кроме Розенблата и Полякова, вряд ли. Думаю, перенесут все это на осенний (период, – FaceNews).