День Конституции: как и зачем украинские президенты усиливают свою власть
28 июня в Украине отмечают День Конституции. Документ был принят в 1996 году и с тех пор несколько раз менялся. Более того, последние глобальные изменения в основной государственный закон датируются прошлым летом, когда парламент принял судебную реформу.
FaceNews решил вспомнить наиболее яркие споры вокруг Конституции.
Провалившиеся планы
В 2000 году страну ждала неудачная попытка внести изменения в основной закон. Тогда кресло президента занимал Леонид Кучма, который выступил одним из инициаторов проведения всеукраинского референдума. На суд украинцев вынесли три вопроса, касающиеся изменений в Конституцию. Речь шла, например, о сокращении количества депутатов с 450 до 300 и создании в Украине двухпалатного парламента.
Несмотря на положительные результаты опроса, изменения так и не были реализованы.
2004 год – ограничения президента
А через четыре года, 8 декабря 2004-го, парламент принял так называемую конституционную реформу, значительно уменьшающую роль президента страны. В результате этого Украина стала парламентско-президентской республикой.
Это, стоит сказать, существенно отличалось от предыдущего варианта, ведь согласно Конституции, принятой в 1996 году, Украина была президентско-парламентской республикой, а Кабмин назначался президентом по представлению премьера.
В свою очередь вариант 2004 года предполагал назначение парламентом большинства членов Кабмина по представлению главы правительства. Единственное, что за президентом оставалось внесение на рассуждение депутатов кандидатур самого премьер-министра, министров обороны и иностранных дел.
2010 и 2014 года: возвращение на круги своя
Однако не все так просто, ведь в 2010 году, во время президента Виктора Януковича, реформа 2004 года была отменена, а Конституцию, по сути, вернули к версии 1996 года. Соответствующее решение тогда принял Конституционный суд.
В итоге через четыре года, уже во времена Революции Достоинства, 21 февраля 2014 года, парламент снова вернулся к редакции документа 2004 года. Именно такая Конституция и действует в Украине сейчас, а страна является парламентско-президентской республикой.
След президента Порошенко
Что касается последних событий, то за последние два года, уже во времена президентства Петра Порошенко, парламент тоже вносил изменения в основной закон. Более того, происходило это не единожды.
Например, 31 августа 2015 года Верховная Рада приняла в первом чтении изменения в Конституцию в части децентрализации. Пока одни народные депутаты говорили, что предложенные корректировки положительно влияют на местные бюджеты, другие называли документ предательством Украины. Так или иначе, а соответствующий законопроект был поддержан только в первом чтении и второго чтения пока, похоже, ждать не приходится.
Однако поддержку среди нардепов нашли другие конституционные изменения, ведь 2 июня 2016 года парламент поддержал модификации в части правосудия. Тогда проект изменений в парламенте представлял заместитель головы Администрации президента Алексей Филатов. По его словам, нововведения решают три ключевых вопроса: деполитизацию процедуры назначения судей на должности, усиление ответственности судебной власти и перезагрузку судейского корпуса.
Несмотря на это, часть нардепов отмечали, что с изменениями прошлым летом поторопились. «Такие вещи работают, когда являются комплексными и системными. Мы не получили целого ряда имплементационных законов. Фактически мы получили на сегодня очень серьезный вызов. И этот вызов главным образом будет касаться того, каким образом президент воспользуется тем значительным объемом полномочий, который закреплен за ним соответствующими принятыми законами», – говорил тогда народный депутат от «Самопомощи» Руслан Сидорович.