На прошлой неделе Генеральная прокуратура направила в Верховную Раду представления на снятие неприкосновенность с пятерых народных депутатов – Борислава Розенблата (фракция «Блок Петра Порошенко»), Олеся Довгого (группа «Воля народа»), Максима Полякова (фракция «Народный фронт»), Андрея Лозового (фракция Радикальная партия) и Евгения Дейдея (фракция «Народный фронт»).
Поддержит инициативы ГПУ парламент или нет, покажет время. Однако стоит отметить, что дискуссия о необходимости/невозможности снятия депутатской неприкосновенности для политикума не нова.
Несколько месяцев назад FaceNews приводил аргументы политиков, которые предлагали разные варианты решения ситуации. С одной стороны, речь шла о том, что лишение парламентариев иммунитета не принесет заметных результатов.
С другой стороны, политики говорили о необходимости максимально снять неприкосновенность, разграничив ответственность за нарушение депутатами закона и неприкосновенность за свои политические действия. «Это значит, что в Верховной Раде, допустим, как в Британии, когда ты в парламенте, то имеешь право делать заявления, например, об осуществлении кем-то коррупции, и за это тебя не могут привлечь к ответственности за клевету, потому что это твое политическое заявление, которое заставляет антикоррупционные органы что-то расследовать. То есть политики не могут отвечать именно за политическую деятельность – за голосования, свои политические действия. Но когда касается того, что выходит за эти пределы, то это должно расследоваться в рамках закона», – отмечала тогда народный депутат Светлана Залищук.
И третий вариант, который тогда нам удалось услышать от парламентариев, это необходимость существенно упростить саму процедуру снятия неприкосновенности. Тут стоит напомнить, что иногда истории с лишением иммунитета нардепов длятся не дни, а недели, что вызывает и у части политикума, и у ряда граждан недовольство и непонимание.
Несмотря на это, за время работы восьмого созыва Верховной Рады парламент поддержал снятие депутатской неприкосновенности с пятерых депутатов. FaceNews разбирался в этом подробней.
Сергей Клюев
В июне 2015 года Верховная Рада лишила неприкосновенности и дала согласие на привлечение к уголовной ответственности Сергея Клюева – экс-«регионала» и брата Андрея Клюева – экс-секретаря СНБО и бывшего главы Администрации президента Виктора Януковича.
Тогда в представлении ГПУ речь шла о подозрении в нарушении статьей, связанных с мошенничеством и присвоением, растратой имущества или завладением им путем злоупотребления служебным положением.
Сам политик тогда отрицал свою причастность к обвинениям, а вскоре исчез из поля зрения силовиков.
Сергей Мельничук
В тот же день, когда неприкосновенности лишали Клюева, иммунитет забрали и у народного депутата Сергея Мельничука. До парламента он был командиром батальона «Айдар», а в Раду прошел по спискам Радикальной партии. Позже политик входил в депутатскую фракцию «Воля народа», однако, согласно сайту Верховной Рады, 9 июня 2017 года из ее состава вышел.
Если говорить об обвинениях правоохранителей, то в 2015 году говорилось о создании Мельничуком преступной организации и его причастности к противоправным действиям в АТО.
Вскоре Печерский суд Киева избрал меру пресечения для народного депутата в виде залога, благодаря чему он вышел из-под стражи. Сейчас Мельничук находится на свободе и продолжает работу в парламенте.
Игорь Мосийчук
Народного депутата от Радикальной партии Игоря Мосийчука задержали в сентябре 2015 года прямо в здании парламента после соответствующих голосований. Тогдашний генпрокурор Виктор Шокин продемонстрировал в Верховной Раде видео, на котором, по словам правоохранителей, «радикал» требовал взятку.
Вскоре после этих событий суд взял Мосийчука под стражу, однако после истечения срока ареста политик вышел на свободу.
Кроме того, через несколько месяцев, в мае 2016 года Верховный Суд признал незаконным лишение депутата неприкосновенности.
Александр Онищенко
В июне 2016 года парламент лишил иммунитета и дал разрешение на задержание и арест нардепа Александра Онищенко. Последнему вместе с соратниками инкриминируют создание преступного объединения с целью обогащения за счет государственного предприятия «Укргазвидобування».
Что касается позиции самого Онищенко, то в день голосования в Верховную Раду он так и не пришел, хотя уверял, что будет. Комментируя сложившуюся ситуацию, нардеп отмечал, что в деле полностью отсутствует доказательная база.
Сейчас политик находится за пределами Украины.
Вадим Новинский
Народного депутата от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского неприкосновенности лишили в декабре 2016 года. Более того, парламент дал добро на привлечение его к уголовной ответственности.
В документе, часть которого генпрокурор Юрий Луценко опубликовал в Facebook, было сказано, что Новинскому инкриминируют незаконное лишение воли митрополита Александра Драбинко в сговоре с экс-президентом Украины Виктором Януковичем и правоохранительными органами Киева.
Сам Новинский действия Генеральной прокуратуры тогда называл «спектаклем», разыгранным с двумя целями. Во-первых, для отвлечения внимания от действительно важных проблем. Во-вторых, для давления на политических оппонентов.