Банковские мошенники: как работает схема, и как не стать их жертвой?
Вам еще не пришло смс-сообщение, что банковская карта заблокирована? Тогда ждите. А дальше будет следующее: хотите разблокировать – позвоните по определенному номеру. А дальше – с вами вежливо поговорит оператор, который поставит несколько совсем простых и коротких вопросов. И через мгновение все деньги исчезнут со счета.
Киевлянка Наталья Михайловна в последнее время стала получать на мобильный телефон странные сообщения с просьбой позвонить в банк. В сообщениях предостерегали, что ее карта заблокирована.
«Номер был как мобилка. Я к полицейскому обратилась. Он говорит: не предпринимайте никаких шагов», – рассказала женщина, которая получила смс якобы от банка.
Она эти сообщения удаляла, а они приходили снова и снова.
В итоге Наталья пришла в банк выяснить, кто ей пишет. Работники финнучреждения пенсионерку просто ошеломили – это работают мошенники. Таких сообщений каждый день они рассылают тысячи и каждый раз пишут одно и то же – якобы это банк, а карта заблокирована.
По номеру аферистов, указанному в сообщении, позвонили и журналисты.
«Служба безопасности Ощадбанка, меня зовут Геннадий, чем могу помочь», – слышится на том конце трубки.
Далее этот Геннадий выспрашивает номер карточки, потом – срок ее действия, а дальше – сколько денег на счете. В конце концов, ставит последний и главный вопрос: «Переверните вашу карту на обратную сторону. На обратной стороне имеется дополнительный номер вашего пластика, укажите последние три цифры».
Три цифры, которые просит мошенник, это код безопасности. Зная его, а также номер карты, он может снять с нее все деньги. Поэтому этот код никогда и никому передавать нельзя. Впрочем, Геннадий, почувствовав возможность легкой наживы, уже не сдается. На вопрос о том, что написано не передавать эти три цифры никому, говорит: «Нам необходимо, мы – сотрудники банка. Уважаемый клиент, нам необходимо убедиться, что вы являетесь настоящим владельцем данной карты, после чего я предоставлю всю информацию по вашей карточке».
После предоставления Геннадию вымышленных цифр он обещает прислать какое-то сообщение, после чего связь внезапно прерывается.
В Ощадбанке, именем которого прикрываются мошенники, говорят: эта афера стала популярной прошлой осенью.
Для клиентов в банкоматах даже разработали специальную памятку. Подчеркивают – работник финучреждения может спросить только фамилию, дату рождения и секретное слово-пароль, по которому поймут, что вы и есть настоящий владелец карточки. А вот проходимцы, чтобы выпытать заветные цифры, прибегают к всевозможным уловкам.
«CVV-код они зашифровывают как номер отделения, указанный сзади. Очень грамотно построен разговор», – пояснил действия аферистов директор департамента Ощадбанка Владимир Москаленко.
Служба безопасности банка обычно обращается полиции и мобильного оператора с просьбой заблокировать номер, но сделать это не так просто.
«Они нам отказывают в этом. Если от них приходит решение суда, то тогда только они блокируют эти телефоны. Не всегда правоохранительные органы могут тоже принять меры, если люди находятся на неподконтрольной Украины территории, или находятся в местах лишения свободы», – рассказал Москаленко.
Бороться с мошенниками имеет Департамент киберполиции. Журналисты пытались узнать об успехах в борьбе с подобными схемами, но ответа пока не получили. Хотя современные спецсредства позволяют легко отследить местонахождение любого телефона и установить лицо, которое им пользовалось.