Ситуация с мусором во Львове в последние дни накалилась до предела. Началась эта история более года назад, когда в мае 2016-го случился пожар на полигоне в Грибовичах. Тогда во время ликвидации огня погибли три спасателя. После трагедии сельсовет Великих Грибовичей принял решение о полном закрытии свалки с 1 июня, а Львов остался без своего единственного мусорного полигона.
Что касается других полигонов твердых бытовых отходов, то в мэрии Львова не один раз отмечали: они для города заблокированы. Народный депутат и мажоритарщик от Львовской области Владимир Парасюк так характеризует сегодняшнюю ситуацию: «Нет места, куда везти мусор. Фирмы есть, техника есть, желание есть, везти некуда».
В итоге Комиссия по чрезвычайным ситуациям Львова, по словам Садового, в очередной раз обратилась к президенту и премьеру с просьбой внедрить в городе режим чрезвычайной экологической ситуации. Что касается масштаба проблемы, то 19 июня в пресс-службе Львовского горсовета сообщили, что в городе накопилось 8,5 тысяч тонн мусора, который некуда вывезти.
В тот же день руководитель фракции «Самопомощь» в парламенте Олег Березюк объявил голодовку. Позже к нему присоединились вице-спикер парламента Оксана Сыроид и нардеп от «Самопомощи» Тарас Пастух. Местом проведения акции они выбрали ступеньки под Администрацией президента.
Среди требований голодающих – немедленное открытые полигонов для Львова и обеспечение беспрепятственного вывоза мусора. Также они хотят выделения надлежащего участка для нового резервного полигона для Львова и четырех районов области.
В открытом письме к Петру Порошенко Березюк отмечает: «Мусорная блокада Львова достигла предела, за которым начинается прямая угроза для миллиона человек. Никакие политические противоречия, амбиции или рейтинги не имеют права запускать механизм издевательства над людьми, который продолжается уже год. После пожара на свалке год назад и закрытия полигона, все области Украины под давлением из Киева отказались принимать мусор из Львова. Львовская ОГА год не в состоянии выделить участок под полигон и мусороперерабатывающий завод, даже в условиях имитации вмешательства премьер-министра».
Однако любая история имеет две стороны. Так, пока Садовой и его партия требуют прекратить блокаду, часть народных депутатов акцентирует на вине мэра в мусорной проблеме.
Например, народный депутат от «Блока Петра Порошенко» и львовянка Оксана Юринец во время выступления в парламенте 20 июня отмечала: «Господин Садовой, в течение трех каденций у вас была возможность решить мусорную проблему, но даже трагедия на свалке, когда в прошлом году погибли люди, не подтолкнула вас к этому. И это при том, что уборка мусора была одним из ваших предвыборных обещаний, не говоря уже о том, что это ваша обязанность как главы города. Андрей Иванович, немедленно решайте проблему с мусором, либо добровольно уходите в отставку».
О том, на ком лежит вина за сложившуюся ситуацию, и кто может ее решить, FaceNews расспросил народных депутатов.
Внефракционный народный депутат Владимир Парасюк
Владимир, Вы приехали на сессионную неделю в Киев со Львова. Что там сейчас происходит, и насколько масштабная проблема мусора?
Достаточно масштабная, она уже перешла нездоровые границы. Думаю, ни для кого не секрет, что это только политика. Поверьте, проблема того, что не вывозят мусор, заключается не в месте, куда его вывозить, а в мозгах Гройсмана и Порошенко. Вина Садового тут есть только в том, что он не смог организовать это за период своей каденции.
Однако уже есть постфактум, и тут нужно реагировать быстро и исправлять ситуацию. Они не дают возможности исправить, не дают принимать быстрые решения и блокируют их на уровне каких-то своих активистов, депутатов местных советов, СМИ. То есть это очень серьезная конфронтация, от которой реально страдают люди.
Кстати, если брать политическую составляющую, то это уже идет в минус Гройсману.
Думаете?
Я убежден. Я недавно был в Штатах, с диаспорой говорил. Садового там обвиняют в том, что он не сделал раньше, но не обвиняют в постфактуме.
Насколько в таком случае за последнее время изменилось отношение к Андрею Садовому во Львове?
Думаю, что вначале проблемы он получил сильный удар, но власть передержала. Люди же не глупые. Как так может быть, если столько времени это длится?
Зачем это президенту, по Вашему мнению?
Это чисто президентские разборки, потому что один из кандидатов (в президенты на следующих выборах, – FaceNews) – это Садовой. Я думаю, это основной конкурент для Порошенко, даже не Тимошенко.
Народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко
Как оцениваете ситуацию с мусором во Львове, и каковы реальные пути ее разрешения?
Я думаю, что эта проблема зашла очень далеко. Очевидно, то, что центральная власть не вмешивалась – это огромная ошибка. То, что они сейчас довели до этого крайнего случая, когда уже все начнет вонять и гнить, это тоже уже вина и Гройсмана и Порошенко, которые организовывали все это движение вокруг Садового.
Конечно, по моему мнению, на Садовом лежит часть вины за то, что он системно не работал над решением этой проблемы. Насколько я знаю, там были предложения.
Однако, я считаю, это уже общая проблема всех участников этой истории, и, возможно, в этой ситуации уже менее виновным является Садовой. Он может то, что может, а центральная власть может все. Если где-то пожар или наводнение, не всей Украиной спасаем? Это общеукраинская проблема.
Народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Дмитрий Белоцерковец
Как оцениваете ситуацию с мусором во Львове, и каковы реальные пути ее разрешения?
К сожалению, ситуация действительно дошла до абсурда. Случилось это не сегодня, а в течение большого количества лет, наверное, потому что были созданы такие предпосылки.
Когда я неоднократно бывал во Львове и встречался с депутатами городского совета, они рассказывали, что инвестиционные проекты о строительстве мусороперерабатывающего и мусоросжигательного заводов по современной технологии находились у мэра Садового на протяжении большого количества лет. Он этот вопрос не актуализировал и по какой-то причине не ставил подпись. О причинах его действий мне говорить сложно, это должен комментировать сам мэр Львова.
Однако, что касается проблемы мусора, нужно понимать, что с ней может столкнуться любой город Украины. С чем это связано? На сегодняшний день тариф на вывоз и утилизацию мусора устанавливают местные советы. Нужно понимать, что ни один местный совет не заинтересован в его повышении. Почему? Они нуждаются в переизбрании и понимают, что это – единственный тариф, который устанавливает город. Соответственно, они не мотивированы его повышать. Но при действующей тарифной сетке в городах не зайдет ни один инвестор, потому что действующие правила не позволяют покрыть убытки вкладчиков.
Так что, есть два выхода из ситуации. Первая модель – поднимать тариф городам, делать его инвестиционно привлекательным. Или не поднимать тариф, и забрать эту функцию у городов на всеукраинский уровень. Вторая модель – здесь необходимо заниматься проблемой комплексно, например, делать частное муниципальное и инвесторское партнерство, строить завод, и, понимая, что он будет работать в убыток, местным советам принимать решения, что местный бюджет покрывает этот убыток.
Народный депутат от «Народного фронта» Георгий Логвинский
Ряд представителей «Самопомощи» объявили голодовку. Как думаете, это поможет решить проблему мусора во Львове?
У меня есть чувство, что за всю историю Украины ни один народный депутат не умер с голоду, поэтому, я думаю, их жизни и здоровью пока ничего не грозит. Проблему нужно решать, а не голодать. Люди должны работать, создавать какое-то решение. Я не понимаю, в чем у них конфликт, потому что стороны обвиняют друг друга. Сторона правительства и Администрации президента говорит: «Мы же вам все дали, работайте, не перекладывайте проблемы на других». Вторая сторона говорит: «Нет, как же мы можем».
Дорогие друзья, народ не интересует, правые или левые, их интересует результат. Должны не голодать, а сидеть за одним столом и не выходить из-за него, пока не будет какой-то программы, где будет четко определенно, что делаем завтра, послезавтра, как защищаются права людей, проживающих в регионе.