Откуда у одного из народных депутатов бизнес в Украине и за рубежом – в Польше и Испании? Во избежание коррупции, народным избранникам по закону не разрешается вести коммерческую деятельность.
В Варшавском окружном суде расположен государственный судебный реестр (КРС). В нем регистрируют предприятия, товарищества, общественные и профессиональные организации, фонды и неплатежеспособных должников. Польские предприятия могут вести хозяйственную деятельность только после регистрации в КРС. Вся информация о деятельности компании, ее основателях, финансовых операциях находится в открытом доступе.
Таким образом, журналисты имели возможность проверить, действительно ли нардеп Мартыняк совмещает должность чиновника и бизнес-активность? Данные о компании IRC хранятся в двух томах, вместе с оригинальными подписями акционеров.
Как объяснил польский юрист Общества польских журналистов Михал Яшевски, согласно документам, гражданин Украины Сергей Мартыняк стал акционером польской компании ТОВ IRC.
В 2014 году Мартыняк увеличивает уставной капитал компании на 8 млн 736 тыс. злотых (около 2 млн долларов США). В обмен на часть акций он внес в уставной капитал компании недвижимость – виллу, расположенную в Испании, номинальной стоимостью 8 млн 736 тыс. злотых (2,3 млн долларов).
Мартыняк является народным депутатом с 2012 года, поэтому испанская недвижимость должна была быть занесена в его декларацию. Но ее нет ни в одной декларации нардепа. Территория виллы 900 кв.м, шикарный дом с бассейном на 500 кв.м. В 2014 году Мартыняк являлся акционером компании IRC в течении 6 месяцев и 31 декабря 2014 года зачем-то поспешил продать cвою часть в компании гражданке Украины Ольге Лыхач.
По мнению юриста, такие действия не имеют смысла с точки зрения хоздеятельности: зачем вначале вносить очень весомый вклад в компанию, а затем быстро продавать свою часть? Очевидно, Мартыняк сделал это в спешке, в последний день 2014 года, что бы в новой обязательной декларации 2015 года его бизнес-деятельность и недвижимость в Испании не оставили и следа.
Журналисты провели расследование и выяснили, что Ольга Лыхач, скорее всего, является гражданской женой Сергея Мартыняка и у них есть общая дочь. Это подтвердил и сам нардеп. Именно своей гражданской жене Мартыняк и передал свою часть акций в иностранной компании. Но ни в одной из деклараций он не указал ни гражданскую жену, ни дочь. По закону он обязан был это сделать, если они фактически проживают вместе. Также он должен был указать все имущество и доходы гражданской жены. Но у Мартынюка в декларации ведомости о семье вообще отсутствуют.
В первый же день 2015 года, 1 января, Сергей Мартыняк опять вошел в состав незадекларированной им компании IRC и внес в уставной капитал 429 тыс. злотых в виде еще одной испанской недвижимости в обмен на акции. А через два месяца Сергей снова исчез из списка акционеров, а его акции перешли в руки все той же Ольги Лыхач. Вторая вилла в Испании (в городе Лерет-де-мар) тоже не внесена ни в одну из деклараций нардепа. Судя по соцсетям, именно эта вилла и является местом проживания Ольги Лыхач с дочерью нардепа. Там у них есть няня, там ребенок посещает кружки, соответственно, можно считать, что они там постоянно проживают.
В телефонном интервью Сергей Мартыняк заявил, что у него нет недвижимости в Испании. На вопрос, владел ли он виллой в Испании, депутат ответа всячески избегает.
Согласно реестру КРС, компания IRC с 2015 года, владельцем которой, вероятнее всего, является гражданская жена нардепа Ольга Лыхач, активно вкладывает деньги в недвижимость Польши, в том числе, в элитную. Например, компания приобрела помещение в небоскребе Космополитен, который расположен в элитном районе, в центре Варшавы. Самая дешевая квартира в этом здании стоит почти пол-миллиона долларов. Кроме этой недвижимости, компания IRC внесла предоплату еще за три квартиры. Сама минимальная сумма за такое жилье – минимум один миллион долларов, если предположить, что покупались квартиры с минимальной площадью.
А если сюда добавить испанские виллы, то сумма недвижимости, которой владеет IRC, превышает 3 млн долларов. Таким образом, общая сумма активов компании в 2015 году достигла 4 млн 700 тыс. долларов.
Неужели компания IRC существует только для того, что бы сохранять на своем балансе недвижимость и другое ценное имущество своих акционеров?
Как выяснилось в ходе журналистского расследования, Сергей Мартыняк также является владельцем агропромгруппы «Пан Курчак».
За 2016 год сумма экспортных операций между «Пан Курчак» и «Capital trade» (от нее IRC получала дивиденды) составила 248 млн гривен, а с начала 2017 года – 74,5 млн гривен. Это активное сотрудничество между компаниями – еще одно доказательство плотной связи между нардепом Мартыняком и компанией IRC, владельцем которой является Ольга Лыхач, его гражданская жена. А это может обозначать, что Сергей Мартыняк, согласно украинскому антикоррупционному законодательству, может являться бенефициарным владельцем-контролером IRC. И соответственно, должен был бы задекларировать свою причастность к польской компании.
Почему в самом конце 2014 года, перед введением обязательного электронного декларирования, у народного депутата Мартыняка исчезает недвижимость в Испании, которую позже, судя по фотографиям в соцсетях, регулярно посещают его родственники? Почему в декларации за 2015 год не отображено ни его участие в компании IRC, ни отчуждение имущества? Скрыто то, что должно было быть открыто для общественности. Почему депутатам можно безнаказанно нарушать закон? При этом Национальное агентство по предотвращению коррупции – орган, который должен проверять честность депутатов при заполнении деклараций – бездействует.
Программа "Народная прокуратура" за 10 июня 2017 года на телеканале 112 Украина