В конце рабочей недели, 18 мая, неожиданно для многих Верховная Рада приняла законопроект №5534, который фактически отменяет положения так называемого «закона Савченко». Последний, объясняет народный депутат от «Самопомощи» Руслан Сидорович, предвидел, что строк содержания в следственных изоляторах засчитывается день за два, а принятым законопроектом засчитывается день за день.
Неутешительная статистика
Автор 5534, народный депутат, член депутатской группы «Возрождение» Антон Яценко уверяет, что его инициатива вернуть нормы «день за день», которые действами раньше, является правильным законом. По словам нардепа, по «закону Савченко» на свободу вышли 10 тысяч людей, полторы тысячи из которых совершили повторное преступление, в частности, 55 убийств, 22 изнасилования, много разбойных нападений.
Часть депутатов и вовсе называют принятие «закона Савченко» ошибкой. Например, парламентарий от «Народного фронта» Игорь Гузь вспоминает принятие документа Верховной Радой в конце 2015 года так: «Надежда тогда была за решеткой, это была ее инициатива как заключенного человека. Это, во-первых, сыграло. Во-вторых, играл фактор гуманности, то есть засчитывать время, которое было проведено в СИЗО и ряд других моментов. Но мы поняли, что это было ошибкой в сегодняшней ситуации».
Ошибка, по словам Гузя, заключалась в том, что парламент выпустил «тысячи рецидивистов, часть из которых вышли на свободу и совершили другие очень страшные преступления».
Поддерживает его коллега по «Народному фронту» Виктория Сюмар. Она подчеркивает: «К сожалению, законодательство, касающееся Уголовного кодекса, плохо разрешает сажать преступников, потому что фактов посадок, которых сегодня ожидает общество, очень мало. А вот отпускали очень эффективно в соответствии с «законом Савченко». Отпускали, к сожалению, рецидивистов, которые выходили и продолжали грабеж и убийства на улицах страны».
Позиция Савченко
Сама Надежда Савченко, отвечая на многочисленные «камни» в свою сторону, отмечает, что в любой статистике всегда есть рецидив. «И до «закона Савченко», и после него он будет. Всегда есть процентов десять, когда больше, когда меньше людей, которые возвращаются в тюрьму. И криминогенная ситуация в Украине ухудшилась не из-за «закона Савченко», а из-за ухудшения уровня жизни людей, того, что идет война, есть много неконтролируемого оружия. Спецслужбы, которые должны с этим справляться, не справляются», – уверяет она.
По словам народного депутата, создавали «закон Савченко», «чтобы не затягивать следствие, чтобы не было советских времен, когда человека ломали через силу». «И сейчас, не доработав в нужном направлении, чтобы судебная система стала справедливой, мы просто отменяем закон и говорим: «Он был во всем виновен». Неужели от этого станет лучше? Не станет лучше. Станет, как было, а то, и хуже», – уверяет она.
Не все так просто
О неоднозначности ситуации и том, что принятие 5534 не решило глобальную проблему содержания в том же СИЗО, говорят и в экспертной среде. Например, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов подчеркивает: «Скорее всего, его не нужно было полностью отменять, а нужно было доработать. Грубо говоря, не применять его к рецидивистам, насильникам, убийцам и так далее. В принципе идея здравая, потому что в СИЗО в два раза хуже, чем в тюрьме. Поэтому в каком-то виде, я думаю, что частично нужно было сохранить «закон Савченко».
По мнению народного депутата Виталия Куприя, парламенту нужно было идти другим путем. «Люди теперь будут снова «гнить» в СИЗО, один за один, очень часто в условиях, когда их вина не доказана. Потом дела разваливаются в судах, этих людей выпускают, а они с надломленным здоровьем, униженные выходят оттуда. Вот, чего добилась Верховная Рада. Я думаю, нужно было другим путем идти, создавать надлежащие условия содержания подозреваемых в совершении преступлений».
В том, что дискутировать нужно не о «законе Савченко», уверен и представитель «Самопомощи» Руслан Сидорович. Однако, отмечает он, теперь политики могут отложить решение этих проблем.
«К огромному сожалению, я боюсь, что принятием данного законопроекта будет воспринято украинским политикумом, что проблему с пребыванием украинцев или неукраинцев в местах лишения свободы, в том числе, СИЗО, решено, и к этому вопросу политики, скорее всего, в ближайшее время возвращаться не захотят. А проблема, на самом деле, осталась, потому что люди иногда пребывают в следственных изоляторах дольше, чем срок заключения, который им угрожает по инкриминируемым статьям. Вот, о чем мы должны говорить, в каком ключе вести дискуссию», – заключает народный депутат.