Ближайшие перспективы
Разговоры о введении Украиной визового режима с Россией регулярно возникают в украинском обществе и СМИ. Несмотря на то, что говорили о такой перспективе и в 2014 году, до сих пор эта идея остается лишь инициативой.
Однако, по словам части экспертов, в течение нескольких лет, идея может быть реализована. Например, политолог-международник Андрей Бузаров в эфире телеканала «NewsOne» несколько дней назад отмечал: «Если проанализировать заявления спикера парламента, президента, СБУ за последние полтора-два года, то общественное мнение и украинское общество готовят к тому, что рано или поздно визовый режим с Россией будет введен. Думаю, что в течение года или двух его введут».
Несмотря на такие прогнозы, отмечает политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» Руслан Кермач, оценивать перспективы решений украинских политиков, тем более, на достаточно отдаленную временную перспективу, крайне неблагодарное дело. «Очень сложно предположить, какой ситуация будет завтра, – объясняет он. – Возможно, будет военное обострение, и в таких условиях введение визового режима будет оправдано. Предсказать очень сложно».
За и против
В том, что визовый режим для россиян необходимо вводить, уверен журналист Дмитрий Гордон. Несколькими неделями ранее в эфире телеканала «112 Украина» он говорил: «У нас идет война с Россией, мы потеряли более 10 тысяч человек, нас имеют более трех лет по полной программе, ущемляя нашу гордость, достоинство, топча нас везде, где только можно. Я каждый вечер смотрю российские каналы и вижу, что каждый вечер на всех российских каналах издеваются над Украиной. И мы такие всепрощающие люди, что до сих пор не вводим визовый режим. Это издевательство над каждым погибшим, над семьями погибших, надо мной как над человеком, у которого есть гордость и достоинство. Мы что, не можем ввести визовый режим с Россией? Мы, что хотим дальше пускать сюда людей, которые имеют определенные задачи? Многие, я не говорю, что все».
Политолог Александр Палий несколько месяцев назад в комментарии FaceNews добавлял: «За (введение виз, – FaceNews) – это то, что будет возможность заранее контролировать на въезд людей, когда они не просто приезжают с паспортом и сразу заезжают, а получают визу. Тогда есть время их проверить, отследить, сколько там мужчин боеспособного возраста, сколько с опытом военной службы в российской армии. Отсутствие такого механизма в 2014 году привело к тому, что Гиркин, Моторола официально заезжали в Украину».
Кермач парирует: «Мне кажется, наши спецслужбы все-таки достигли весомого прогресса. На данный момент, насколько я знаю, в отношении российских граждан, в частности, молодых мужчин, довольно строгий контроль. Есть инструменты, которые позволяют это останавливать уже сейчас. А с другой стороны, сколько проблем мы можем создать, в первую очередь, украинским гражданам, у которых есть родственники, которые работают в России. По наиболее скромным оценкам порядка 2 миллионов граждан работают в России. Мало того, что они там работают, они обеспечивают свои семьи, пересылают сюда деньги. Будет ли готовы украинское государство и экономика в нынешних реалиях в хорошем смысле слова переварить этих граждан, если они вернуться сюда?».
Общественное мнение
Политический аналитик добавляет: перед тем, как инициировать введение виз для граждан России, необходимо провести более серьезную общественную дискуссию на этот счет. Дело в том, что согласно социологии, введение визового режима может повлечь в обществе даже своего рода раскол, ведь не существует однозначного мнения на этот счет.
«Относительное большинство граждан, около 35%, согласно нашему опросу, проводимому в конце 2016 года, поддерживает вариант минимизации отношений с Россией вплоть до введения визового режима. Но если мы посмотрим на целостную картину, то также увидим, что около трети, порядка 28% людей поддерживают, условно говоря, сегодняшний статус, когда в отношениях с Россией будут четко приписаны «красные линии», которые не могут быть перейдены. Речь о вопросе Донбасса, деоккупации Крыма, где мы не должны идти на компромисс. И также есть 15% тех, кто ради дружбы с Россией готовы пожертвовать и Крымом, и Донбассом, лишь бы восстановить все, как было. А на фоне этого есть еще 20%, то есть каждый пятый гражданин, у которого в нынешних реалиях нет четкого видения того, какой формат взаимоотношений с Россией нужно выстраивать», – заключает Кермач.