Год назад, 14 апреля 2016 года, украинский парламент утвердил состав обновленного Кабинета министров, заменив и его главу. Тогда место Арсения Яценюка занял на то время спикер парламента Владимир Гройсман.
Мнения политиков об итогах первого года работы правительства Гройсмана разделились. С одной стороны, вспоминают повышение минимальной зарплаты до 3 200 гривень и называют этот Кабмин лучше предыдущего. С другой стороны, говорят, что «правительство Гройсмана и дальше сидит на коррупционных схемах так же, как Яценюк» и является зависимым от олигархов.
Подробнее об итогах первого года работы правительства Гройсмана народные депутаты рассказали FaceNews.
Народный депутат от «Блока Петра Порошенко «Солидарность» Дмитрий Белоцерковец
Конечно, у меня, как, наверное, у любого народного депутата есть претензии к определенным министерствам и действиям правительства, но в целом стоит отметить, что премьер-министр Гройсман сумел звонко заявить о себе как о премьере многими достаточно решительными действиями. Например, последние действия по абонплате свидетельствуют (Гройсман активно выступал за отмену абонплаты на газ, – FaceNews), что премьер-министр является независимой политической фигурой, которая имеет свою команду и исходит из тех вызовов, которые ставятся перед ним.
Удовлетворительной или нет можно признать работу правительства? Я бы назвал эту работу удовлетворительной, потому что действительно за год было много конструктивных предложений. Не все, в том числе, конструктивные предложения проходили через зал (парламента, – FaceNews), но мы можем сделать акцент на многих позитивных моментах. Например, вопрос, который поднимал министр финансов Данилюк относительно налоговой полиции (министр активно выступал против восстановления полномочий налоговой милиции, – FaceNews). То есть мы видим, что правительство является пластичным с точки зрения вызовов, которые ставит перед ним общество.
Народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко
Гройсман, на самом деле, зацементировал ту наполовину неумелую систему государственного управления, которая у нас есть. То есть качественно новых решений, нового подхода он почему-то не продемонстрировал. Я бы ожидал, что он бы сказал что-то такое: «Вот я сейчас введу электронное управление, контроль за всеми документами». Казалось бы, это мелочь, но она показала бы его какую-то волю к изменениям. А тут нет.
Он, будучи ужасно амбициозным человеком, не конвертировал эту амбициозность в какие-то хотя бы пиар-акции.
Народный депутат от «Самопомощи» Олег Березюк
Много есть и хорошего, и плохого. Это правительство лучше предыдущего. Но вместе с тем оно остается правительством, зависимым от олигархов. Это очевидно, потому что этот парламент зависим от олигархов. Поэтому особенно в отрасли электроэнергетики, энергетики, топлива олигархические схемы продолжают работать.
Но с другой стороны у этого правительства есть ряд положительных вещей. В частности, это первое за 25-ть лет правительство, которое начало медицинскую реформу и восстало против фармакологической мафии.
Внефракционный народный депутат Борислав Береза
Одним словом – протянули. Мы не видим на сегодняшний день каких-то особых достижений. Более того, непонятно, за счет чего будут отдаваться кредиты, за счет чего планируется массовый рост ВВП, за счет чего планируется увеличение доходов граждан.
Внефракционный народный депутат Юрий Деревянко
Оцениваю (работу Кабмина, – FaceNews) с точки зрения вещей, являющихся для меня индикаторами. Например, с точки зрения борьбы с коррупцией, точки зрения вещей, которые они могут сделать. Есть вещи, которые правительству сложно сделать, скажем, резко поднять экономику. Это реально сложно сделать за короткий период времени. Но такой индикатор как борьба с коррупцией является очень быстрым.
Так вот, правительство Гройсмана и дальше сидит на коррупционных схемах так же, как Яценюк. Например, возвращение НДС – как были откаты, так и остаются. Еще пример – земля за пределами населенных пунктов.
Еще Янукович придумал схему, что последний дом в селе – это уже пределы населенного пункта. На самом же деле административные пределы населенных пунктов не ограничиваются последним домом, а ограничиваются территорией от села до села. А вся эта территория считается уже за пределами.
Если она за пределами, это значит, что этой землей распоряжаются не органы местного самоуправления, не местная власть, а Госкомзем (Госсударственный комитет по земельным отношениям, – FaceNews), чиновник. А если распоряжается Госкомзем, то он может сам принять решение или отдать бесплатно, или дать тот или иной участок земли в аренду.
Так вот, коррупция тут зашкаливает. Когда эта государственная земля сдается в аренду, взятки за один гектар достигают 200-300 долларов в год. Таких земель под контролем Госкомзема у нас 10 миллионов гектаров земли по всей Украине. Если умножить 10 миллионов на 300 долларов, получите 3 миллиарда долларов кэша. Это во-первых.
Во-вторых, если посмотреть статистику, сколько земель Госкомзем бесплатно выделил тому или иному физическому лицу, а в порядке такого выделения дается максимум полтора гектара, увидите, что это тоже сотни-тысячи гектаров. За каждый такой гектар земли взятка – от 1 000 до 1 500 долларов, чтобы человек будто бы бесплатно получил эту землю.
Эта схема осталась. У меня возникает вопрос – правительство об этом не знает, Гройсман об этом не знает? Знает. Но они это все поддерживают.
Есть конкретные индикаторы, которые рассказывают об их деятельности. Когда мы говорим о том, что реально происходит в Украине, то мне обидно, что сегодня людей так жестко обманывают и это все сохраняется, как есть.