На днях ряд политиков и общественных подписали антикоррупционную декларацию с пятнадцатью требованиями к власти, среди которых – создание независимого Антикоррупционного суда, назначение независимых аудиторов НАБУ, смена руководства НКРЕКП.
Один из подписантов документа, внефракционный народный депутат Юрий Деревянко во время презентации декларации , что в ведомстве начинают работу над изменениями в законодательство, которое регулирует работу НАПК.
Я до конца не видел эти правки. Правки, которые говорят об эффективности, это хорошо. Но правки, где речь идет о подконтрольности Минюсту – этого допустить нельзя. Орган создавался как равноудаленный от всех политических партий.
Мы не смогли избежать квотности, там она есть – от «Народного фронта» была Корчак (глава НАПК Наталия Корчак, – FaceNews), Радецкий (заместитель председателя НАПК Руслан Радецкий, – FaceNews) был от президента, «БПП». Квотность была, но все равно это была равноудаленная организация. Сегодня нельзя ее подтянуть еще, например, под Минюст или правительство.
Почему? Именно они (НАПК, – FaceNews) проверяют и министра юстиции, и заместителя министра юстиции, и правительство. А члены правительства – это политически заангажирвоанные люди, потому что все назначались по квотному принципу от политических партий. И именно эта организация проверяет политические партии, их финансирование, накладывает на них штрафы. Поэтому НАПК должно быть максимально независимым.
Так что, я поддерживаю все правки и изменения, касающиеся ротации, обновления, но ни в коем случае не правки, призванные загнать эту структуру или под правительство, или под Минюст, или под другое правительственное учреждение.
Мы должны беречь их равноудаленность от политиков, но заставлять НАПК работать. У нас нет альтернативы, потому что нам нужен не только шок, который все получили от деклараций, но и проверки, эффективные расследования, дела, если есть основания их возбуждать. Тогда люди поймут, что система эффективно заработала.
Очень много претензий звучит в сторону руководства НАПК и непосредственно Наталии Корчак. Исходя из этого, можно ли заставить работать этот состав?
Как заставить их работать? Во-первых, необходимо заставить правительство доизбрать пятого члена НАПК, ведь там сейчас четыре члена, и восемь месяцев они не выбирают пятого. Им не выгодно выбирать пятого, чтобы не нарушить баланс между «Народным фронтом» и «БПП». Но пятого члена нужно выбрать.
Во-вторых, нужно переизбрать голову. Корчак как член НАПК может работать, но она абсолютно не голова – она некомпетентна, сознательно или неосознанно делает большое количество ошибок, халатно относится, поэтому как руководитель не может быть эффективной. Головой может быть любой другой из пяти членов, и они должны работать.
В-третьих, мы должны сделать так, чтобы эта организация имела стабильное финансирование для обеспечения проверок, и чтобы эта организация имела доступ ко всем реестрам.
Я читал отчет правительства. Там четко написаны их достижения за 2016-й год в антикоррупционной сфере. Там сказано, что они предоставили доступ НАПК только к 9-ти из 22-х реестров. Как можно проверить декларации, если у вас нет автоматического доступа к реестрам? Поэтому правительство обязано полностью обеспечить деятельность НАПК.
Кроме того, правительству подчинено учреждение Госспецсвязь, а этому органу подчинен администратор этого реестра, и правительство влияет на Госспецсвязь и администратора. Поэтому когда мы говорим, что сайт «висит», администратор не работает, тут есть двойная вина.
Одна вина – это Корчак как руководителя, которая не организовала эту работу надлежащим образом. Но другая вина – это, возможно, в том числе, и саботаж государственного предприятия, подчиненного правительству. Именно поэтому я говорю о манипуляциях, о возможной попытке правительства и власти дискредитировать их вроде бы такими мелкими подножками.
Если бы Корчак была специалистом, была на своем месте, не дала бы возможность это сделать. Но поскольку она зависимый человек, то, конечно, играет эту роль, забирая на себя этот негатив. Но не в этом проблема, а в том, что она дискредитирует всю систему. И эта дискредитация является более убийственной, чем репутация Корчак.
Что касается правительства. На этой неделе – год работы Кабинета министров Владимира Гройсмана. Время подводить итоги. Как оцениваете их работу?
Оцениваю с точки зрения вещей, являющихся для меня индикаторами. Например, с точки зрения борьбы с коррупцией, точки зрения вещей, которые они могут сделать. Есть вещи, которые правительству сложно сделать, скажем, резко поднять экономику. Это реально сложно сделать за короткий период времени. Но такой индикатор как борьба с коррупцией является очень быстрым.
Так вот, правительство Гройсмана и дальше сидит на коррупционных схемах так же, как Яценюк. Например, возвращение НДС – как были откаты, так и остаются. Еще пример – земля за пределами населенных пунктов.
Еще Янукович придумал схему, что последний дом в селе – это уже пределы населенного пункта. На самом же деле административные пределы населенных пунктов не ограничиваются последним домом, а ограничиваются территорией от села до села. А вся эта территория считается уже за пределами.
Если она за пределами, это значит, что этой землей распоряжаются не органы местного самоуправления, не местная власть, а Госкомзем (Госсударственный комитет по земельным отношениям, – FaceNews), чиновник. А если распоряжается Госкомзем, то он может сам принять решение или отдать бесплатно, или дать тот или иной участок земли в аренду.
Так вот, коррупция тут зашкаливает. Когда эта государственная земля сдается в аренду, взятки за один гектар достигают 200-300 долларов в год. Таких земель под контролем Госкомзема – 10 миллионов гектаров земли по всей Украине. Если умножить 10 миллионов на 300 долларов, получите 3 миллиарда долларов кэша. Это во-первых.
Во-вторых, если посмотреть статистику, сколько земель Госкомзем бесплатно выделил тому или иному физическому лицу, а в порядке такого выделения дается максимум полтора гектара, увидите, что это тоже сотни-тысячи гектаров. За каждый такой гектар земли взятка – от 1 000 до 1 500 долларов, чтобы человек будто бы бесплатно получил эту землю.
Эта схема осталась. У меня возникает вопрос – правительство об этом не знает, Гройсман об этом не знает? Знает. Но они это все поддерживают.
Есть конкретные индикаторы, которые рассказывают об их деятельности. Когда мы говорим о том, что реально происходит в Украине, то мне обидно, что сегодня людей так жестко обманывают и это все сохраняется, как есть.
Еще раз вернусь к исследованию Ernst & Young. Это лучшая оценка их деятельности. Если бы они за этот год сделали климат для предпринимателей, чтобы представители бизнеса говорили, что у нас все хорошо, то мы бы не были на первом месте.