Почему, сменив за несколько лет руководителей, "Укравтодор" не поменял качество украинских дорог? Почему "Укравтодор" не столько строит и ремонтирует дороги, сколько непрерывно обогащает чиновников, а также их родственников? Куда исчез экс-заместитель главы "Укравтодора" Владимир Сущенко после публикации скандального видео? Откуда у работников дорожной службы машины за миллион гривен?
В Украине 176 тысяч километров автодорог. За их состояние отвечает "Укравтодор". Ремонт одного километра дороги стоит от 25 до 50 миллионов гривен. Правительство планирует в этом году выделить 30 миллиардов гривен для выведения наших дорог из критического состояния. Этого может хватить для капитального ремонта 750 километров автодорог. Но не все выделенные деньги идут именно на ремонт.
По словам дорожного эксперта Андрея Мартенса, из уже выделенных 14,5 млрд грн лишь около половины уйдет непосредственно на ремонт, а остальное - на обслуживание. Около 3-3,5 млрд – это эксплуатационное содержание, 2 млрд - это ямочный ремонт, остальные средства на зимнюю чистку, разметку, дорожные знаки, покраска бордюров, покос травы. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, нужно от 36 до 40 млрд, которые пошли бы целенаправленно на ремонт. Эксперты уверенны, что такие деньги имеются. Около 50 млн. гривен поступает от акциза на горючее. В этом году нардепы проголосовали за основание дорожного фонда. Это отдельная структура, куда будут идти акцизные деньги. Их планируется тратить исключительно на строительство и ремонт, но это будет только после 2019 года. А до этого на дороги может быть потрачена лишь часть этих денег: в 2018 году это будет 20-25%, а в 2019 – 75%. В вопросе конкуренции и контроля качества у премьер-министра Владимира Гройсмана есть свой рецепт.
Он считает, что процесс тендера и контроля качества надо построить таким образом, чтобы он был прозрачным и открытым, и если кто-то украдет, чтобы об этом стало сразу известно. Если будет открытость, то коррупция будет сведена к минимуму. При закрытых процессах у чиновников возникает искушение украсть.
Журналисты программы «Народная прокуратура» решили проверить, какое материальное состояние успели нажить те, кто занимал и занимает руководящие должности в «Укравтодоре».
В 50 км от Киева есть имение, зарегистрированное на Татьяну, супругу Владимира Сущенко. Именно о таком он фантазировал в скандальном видео. Два дома, альтанка, бассейн.
Как известно, ранее в сети появилось видео, на котором тогда еще заместитель председателя "Укравтодора" Владимир Сущенко обсуждает "схемы" освоения средств, договаривается о распределении 2 млрд гривен, выделенных на дороги. Также Сущенко говорил о мечте "построить дом площадью 320 квадратных метров с домом для гостей на 150 квадратов, бассейном и беседкой. «Укравтодор» своим увольнением как бы признает, что на видео действительно Сущенко, но программа «Народная прокуратура» осторожно заявляет, что на видео человек, похожий на Владимира.
Это фиксация коррупции в особо крупных размерах. Но Сущенко лишь уволили. Ни служебного расследования, ни уголовного дела. Чиновник исчез, оставив после себя имения, записанные на жену, элитную недвижимость в столице, земельный участок и задекларированные доходы, которые позволили бы все это приобрести примерно за лет 600.
Журналисты программы в течение недели пытались выйти на Владимира, спрашивали родственников, звонили в пресс-службу. Но пресс-секретарь Марк Маркович сказал, что Владимир просил его не беспокоить. Значит, Сущенко есть что скрывать?
В декларации бывшего заместителя председателя "Укравтодора" Владимира Сущенко три квартиры в Киеве, две из них в элитном новострое на одном этаже. Общая стоимость квартир, указанная в декларации, 1 816 070 грн.
Еще он владеет земельным участком на 7 соток в Вышгороде, на берегу Днепра, стоимостью 1 грн. В собственности жены Сущенко компания «Житлошляхбуд» в Вышгороде. Татьяна владеет 50% этого предприятия, а основной профиль компании – ремонт дорог. За время работы Владимира в «Укравтодоре» компания его жены получила 30 заказов на общую сумму 9,5 млн гривен. Эти данные получены с помощью специальной поисково-аналитической системы, в основном от Вышгородского горсовета. Тендеры "Укравтодора" компания Татьяны не выигрывала. Несмотря на все старания, журналистам так и не удалось связаться ни с Владимиром Сущенко, ни с его супругой.
Это Оксана Яценко, руководитель департамента по работе с кадрами. В структуре "Укравтодора" работает 10 лет, и не даром. Имеет участок и очень большой дом. В декларации Яценко указала, что приобрела землю в 2010 году, а за 7 лет работы там вырос дом на 430 кв.м, с бассейном и летней альтанкой. Оксана также указала по 1 квартире в Киеве, Одессе и Крыму, и еще один дом в Ивано-Франковской области.
В декларации о доходах за 2016 год указана сумма 111 919 грн, это 10 тыс. грн в месяц. Откуда тогда деньги на такую дорогую недвижимость при невысокой зарплате? Этих денег едва хватит на оплату коммуналки такого большого дома. На контакт Яценко не вышла, а в пресс-службе сообщили, что Оксана не работает в "Укравтодоре" с 17 марта этого года. Ее должность попала под сокращение. Перед увольнением она должна была подать декларацию, но она этого не сделала. В отделе кадров объяснили, что Яценко ушла на больничный. Процедура увольнения завершится только после выхода Оксаны с больничного, и ей будет предложена другая должность в "Укравтодоре".
Олег Федоренко в "Укравтодоре" работает с 2012 года и возглавляет Управление эксплуатации дорог (отвечает за контроль и качество дорожных работ по осуществлению ямочного ремонта, нанесению разметки и уборке снега). Его зарплата за 2015 год, судя по декларации, составила около 95 тысяч гривен. Это примерно 8 тысяч гривен в месяц. В 2016 году - уже более 11 тысяч гривен. У Федоренко есть дом под Киевом на 120 кв. м. Строительство началось в 2014 году.
В дорожной отрасли Федоренко около 18 лет. Бизнеса и наследства нет. По его словам, получал достаточно, чтобы начать строительство, используя остатки стройматериалов родителей, за счет тяжёлого труда, силы и ума своей семьи и семьи его жены. Экономил буквально на всем, даже на строительной бригаде. И, кроме крыши и несущих стен, все делал своими руками.
Вот такой контраст между зарплатами чиновников из «Укравтодора» и стоимостью их недвижимости. Стала ли эта организация такая прозрачная для контроля, как этого хотел премьер-министр Гройсман?
«Укравтодор» и его структуры как были закрытыми и тяжело контролируемыми, такими и остались, даже несмотря на очередную смену руководства.