26 марта в России прошли антикоррупционные митинги, поводом для которых стал, по словам СМИ, : «Я считаю, что в России практически все революционные события начинались сверху, а не снизу», добавляя, что за брожениями вверху обычно следует смута внизу. «И для смуты все готово. То, что мы видели на выходных, показывает, что недовольство большое». Если это правда, то неужели Владимир Путин и Кремль как институт этого не понимают?
Тут я согласна с Ильей, но не факт, что Путин это понимает. История российских правителей показывала, что даже если читать дневники, например, последние недели из жизни Николая II, то они не чувствуют предвещания катастрофы.
Так же в советский период. Что, кто-то оценивал, что происходит в обществе? Когда Горбачев объявил перестройку и гласность, то до этого тысячелетиями никто не изучал, что происходит в обществе, потому что социологии не как части советской идеологии, а как части науки, которая занимается изучением общественного мнения, или философии, которая предлагает какие-то ценностные вещи, не было. И когда происходят какие-то вещи, и вы не понимаете, что у вас происходит в обществе, это, конечно, может иметь какие угодно последствия.
В России все привыкли, что есть лидер. Путин, считайте, с 2000-го года (находится, – FaceNews) у власти, у него нет внутреннего раздражителя. То есть у вас нет реальной оппозиции, вы, если так можно сказать, теряете нюх на восприятие происходящего и видите угрозы, которые вам кажутся угрозами, например, его очень сильно напугала «арабская весна». Однако вы не видите других угроз. Так что, не факт, что Кремль это понимает.
Если бы понимал, может быть, не было бы и Крыма, и Донбасса, не было бы решений не на уровне стратегии, а на уровне спонтанных и эмоциональных решений.
Конечно, это может в определенный момент сработать. Как сработать, никто не знает, потому что формируется эта почва. Есть запрос, он опять же не ассоциируется напрямую с каким-то политиком, но в условиях какого-то момента, причем, неважно, что это может быть, это может себя проявить как угодно.
Если с этим ничего не делать, оно никуда не исчезнет. И если власть будет силовым способом подавлять, то это может на какой-то период снизить проявления такой позиции, но она никуда не исчезнет, потому что ситуация в России не улучшается, а ухудшается.