Официальный представитель МИДа России Мария Захарова в своем фейсбуке высмеяла исследование Центра стратегических коммуникаций НАТО, в котором российские юмористические передачи, в частности "Клуб веселых и находчивых", названы "инструментом политической стратегической коммуникации". "Не удивлюсь, если в глубинах этой аналитики Галустян и Ревва названы информационно-стратегическими подрывниками", – написала она, упомянув известных российских актеров комедийного амплуа, прошедших кавээновскую школу. На следующий день после публикации доклада ему посвятили шоу "Время покажет" на "Первом канале", в котором ведущий КВН Александр Масляков, члены жюри и участники "Клуба веселых и находчивых" потешались над выводами доклада – о том, что содержание КВН тесно связано с актуальной информационной повесткой российского телевидения.
Научно-инновационный центр стратегических коммуникаций НАТО был открыт в Риге в 2015 году для "исследований и разработки рекомендаций по нескольким направлениям коммуникации – информационным и психологическим операциям, общественным отношениям и пропаганде". В организацию входят эксперты из разных стран, она аккредитована при НАТО, но формально не входит в Северо-Атлантический союз и не подчиняется его структурам или властям какой-либо из входящих в Союз стран. Исследование о юмористических шоу на российском телевидении, отмечается в его начале, было сделано по заказу Министерства обороны Латвии.
В 150-страничном материале (полный текст, англ., .pdf) подробно разбираются не только выпуски КВН. Целая глава в нем посвящена, например, сравнительно новому для российского телевидения жанру – вечерним юмористическим шоу, таким как "Вечерний Ургант" или вернувшийся недавно на экраны "Прожекторперисхилтон". По мнению автора этой части исследования, профессора Латвийского университета в Риге Сигиты Струберга, такие передачи часто становятся составной частью информационных кампаний российского правящего режима, например, когда нужно высмеять или дискредитировать в глазах зрителей того или иного западного лидера.
В случае с КВН все немного по-другому – это формат не только телевизионный, но и "офлайновый", как игра "Что? Где? Когда?". Он имеет богатое советское прошлое и обладает культовым статусом сразу для нескольких поколений россиян. Бессменный ведущий КВН Александр Масляков, говорится в докладе, имеет тесные связи с Кремлем: российские власти помогли ему со строительством собственного концертного зала в центре Москвы, спонсировали соревнования КВН за рубежом, высокопоставленные чиновники (включая Путина) не раз лично посещали игры, а сам Масляков получил от Путина орден "За заслуги перед Отечеством" III степени. Согласно данным расследования российского Forbes, доход принадлежащей Маслякову компании "АМиК", которая продает Первому каналу права на показ шоу, составляет около 3,5 миллионов долларов в год. КВН входит в тройку самых популярных юмористических передач на российском телевидении.
Сотрудничество КВН и Кремля выгодно для обоих, говорится в исследовании Центра стратегических коммуникаций. Руководство проекта получает больше доходов, власть получает прямой доступ к стратегически важной аудитории, которая предана ей и готова распространять все увиденное дальше, например, в социальных сетях.
В исследовании отмечается и тесная связь КВН с армейскими структурами. В этом контексте в нем упоминаются "Армейская лига КВН" (в январе Александр Масляков даже встречался с министром обороны России Сергеем Шойгу и получил от него орден "За укрепление боевого содружества").
Именно из-за особенного положения КВН в ряду прочих юмористических программ посвященная ему часть исследования вызвала столь бурное обсуждение в российском обществе и даже заставила отреагировать официального представителя МИДа России Марию Захарову, – считает автор главы о КВН в рамках исследования "Стратком смеется" (Stratcom Laughs), доктор коммуникационных наук, доцент Видземской высшей школы прикладных наук Солвита Денис. В разговоре с Радио Свобода Денис отвечает на насмешки Марии Захаровой и рассказывает о том, почему юмор порой надо воспринимать и анализировать со всей серьезностью.
– О чем на самом деле идет речь в докладе "Стратком смеется"? Действительно ли там, как пишет Мария Захарова, говорится о российских юмористических шоу как о "подрывных"?
– Критика и попытка дискредитации – это совершенно нормальная реакция со стороны Марии Захаровой. Я бы удивилась, если бы Мария Захарова сослалась бы не на Реву и Галустяна, а сказала бы, условно: "Вот Михаил, он занимается работой над горячими когнитивными процессами. Вы совершенно правы. Только мы бы хотели уточнить, что Армейские лиги КВН, встречи с министром обороны проходили тогда-то и тогда-то". Вот это бы удивило. А все остальное, реакция той же Марии Захаровой – это было вполне предсказуемо. Вырванные из контекста цитаты, не совсем верный перевод. Это та реакция, которая была.
– Каков же тогда этот контекст? Насколько я понимаю, в вашем исследовании российские шоу юмористически-развлекательного характера действительно поставлены в контекст информационной войны, мягкой силы, которую Россия стремится использовать против Запада. Это так?
– Там нет слова "война". Это стратегическая, политическая коммуникация. Стратегической, политической коммуникацией занимаются и в мирное время. Это то, что вы сказали, – мягкая сила. Уже лет 10 я занимаюсь исследованием политической коммуникации. Обычные исследователи концентрируют внимание на "хард-контенте" – это новости, дискуссии. Но отдых никто не отменял, и у исследователей тоже. Да, я смотрю КВН. Не в окопах и в каске, а дома, в домашних тапочках, сидя в удобном кресле. А на полке у меня стоит высшая награда Латвийской лиги КВН. Как и миллионы русскоязычных, я тоже играла в КВН. И у меня осталось много знакомых и приятелей там. Правда, это было лет 20 назад.
Сейчас исследования "тяжелого содержания" и изменение "софт-контента" начали складываться в один пазл. Пример – как перед 2010 годом изменился информационный фон вокруг президента Белоруссии Александра Лукашенко. Это было настолько очевидно, что я стала уделять этому все больше и больше внимания. И тогда я обратилась к теории, где увидела, что об использовании юмора в стратегической коммуникации написаны тысячи страниц. Это не только 21-й век. Это и 20-й век, и ранее – начиная от Аристотеля. Это и мирное время, это и война. И конечно, эта тема не могла не заинтересовать. Почему КВН... Наверное, можно процитировать кого-то из тех, кто последние дни комментировал эту историю. КВН – это "святое". Даже вчера Первый канал явно сменил главную тему эфира. Очевидно, что планировались выпуски про "Крымнаш", а получилось, что львиная доля ушла на "КВН наш". Потому что действительно КВН – это что-то очень особое, особое именно для русскоязычной аудитории. Мне была поставлена задача описать это явление для не русскоязычной аудитории, и было довольно сложно. Потому что очень многие не слышали, не смотрели, не говоря уже о том, что когда-либо играли в КВН. Я нашла другие англоязычные исследования про КВН. Нынешнее – далеко не первое, в том числе о стратегической роли КВН.
– В чем же заключается эта стратегическая роль КВН, особенно в последние годы, начиная с момента аннексии Крыма, с войны в Донбассе?
– Здесь, наверное, важны даже не мои цитаты, а цитаты, например, министра обороны России. Я уже сдала свою публикацию редакторам и после этого увидела новость о том, что Александр Васильевич Масляков получил очередную околокремлевскую награду, на сей раз из рук министра обороны Шойгу. И вот министр, например, благодарит Александра Васильевича Маслякова за его вклад в рост патриотизма. Фактически сам министр обороны признает: да, мы используем КВН, или КВН помогает нам, чтобы повышать патриотизм. Что такое патриотизм? Патриотизм – это ценность. Формируется ценность, формируется общественное мнение. Что такое формирование общественного мнения? Это, как вы говорите, мягкая сила. Что такое мягкая сила? Это составная часть политической стратегической коммуникации. Этого никто не скрывает, и в России тоже.
Дальше. Например, последний сочинский фестиваль КВН. Я тоже уже сдала исследование, сижу в том самом кресле, о котором я вам сказала, смотрю КВН и вижу разговор между Александром Васильевичем Масляковым и его сыном, Александром Александровичем Масляковым, где они обсуждают, что, да, в последнее время все больше и больше нужно "работать с армейскими". Точную цитату не повторю, но они об этом говорят. Дальше. Вчера подключили Первый канал, где была дискуссия на тему КВН. И Гусман, человек, который много лет просидел в жюри, у него были разные околокремлевские должности, говорит о том, что КВН – это "наш Голливуд", а до этого он говорит, что Голливуд – это мягкая сила. Фактически они этого не отрицают. Что меня, может быть, приятно удивило и порадовало в этой ситуации, это то, что и в высказываниях, и в комментариях людей, которые, я подозреваю, не видели схемы исследования и не читали его, видно, что они начинают критически думать об этом явлении. Та реакция, которую вызвала новость с вырванными и перевранными в переводе цитатами, она, безусловно, сделала дело. Она заставила людей задуматься о том, что в юморе может быть двойное дно, нужно мыслить критически, когда смешно – тоже.
– Каковы основные нарративы этих шоу, которые используются в рамках "мягкой силы"? Высмеивание и уничижение западных лидеров? Эти шутки направлены больше на внутреннюю российскую аудиторию или на русскоязычных граждан, которые живут в соседних с Россией странах?
– Если мы говорим конкретно об этом исследовании, общего анализа нарративов не было. Такой задачи не стояло. Понятно, что основная аудитория именно внутренняя – это для российской и русскоязычной аудитории. Понятно, что идет очень четкая корреляция с информационной повесткой, хотя иногда довольно сложно понять, что появляется в КВН в качестве элемента этой повестки. Потому что это было где-то в новостях? Почему какие-то вещи дублируются, какие-то вещи убираются? Деконструировать это довольно сложно. Далеко не весь КВН построен на политических шутках, на шутках про лидеров. Но есть определенные команды, которые уделяют больше времени именно такому юмору.
– Политических лидеров – как своих, так и зарубежных – часто высмеивают не только на российском телевидении. В чем кардинальное отличие такого юмора от карикатур на западных лидеров, которые демонстрируются в российском телеэфире?
– Понятно, что с середины 80-х годов 20-го века мы начали говорить про инфотейнмент. Это когда информационный жанр очень четко пересекается с жанром развлечения. Есть такие программы, где идет и информационная составляющая, и развлечения, применяется и одно, и другое. Я ни в коем случае не заявляю, что только одна страна делает так. Юмор используется для формирования общественного мнения. Формирование общественного мнения – это то, чем занимаются политики. Они должны как-то формировать общественное мнение своих избирателей. Шутят и про Трампа, и про Хиллари Клинтон, и про Саркози. Да, это инструмент формирования общественного мнения. Это не уникально, в России не изобрели ничего уникального. Почему из этого исследования, как мне кажется, именно КВН попал в заголовки новостей? Потому что КВН уникален. Не использование юмора уникально, уникален сам КВН как система, как сеть.
– Мария Захарова, по вашему мнению, права в чем-то, когда говорит, что КВН описывается в вашем исследовании как некая угроза Западу?
– Она говорила лишь о Галустяне и Реве как "подрывниках". В исследовании не говорится об угрозе. В исследовании говорится о том, что есть такая система, которая работает так и так. При этом руководящие люди в этой системе имеют такие и такие связи. Причем я ссылаюсь на исследование Forbes 2013 года. Совсем недавно, когда я уже сдала исследование, телеканал "Дождь" показал совершенно замечательный сюжет. Мы видим названного Марией Захаровой "подрывником" Галустяна, который показывает, как он репетирует номер – пародию на Рамзана Кадырова, но перед эфиром он показывает эту пародию самому Рамзану Кадырову.
Посмотрим на Лигу смеха. Как сейчас действуют украинские кавээнщики, яркие команды, очень яркие команды. Как они сейчас не дают фактически действующему российскому режиму абсолютно управлять КВНом. Они показывают, что КВН не только ваш. Это очень дорого – одна, две, три, шесть минут эфира на Первом канале. Это дорого не только с точки зрения производства контента, это дорого и с точки зрения формирования общественного мнения. Потому что если мы посмотрим на рейтинг КВН, это очень популярная программа. Но что интересно, популярность у КВН начинает падать. Хотя даже несмотря на это, КВН все равно остается очень популярным продуктом и явлением. И, действительно, он дает очень многим молодым людям очень хороший жизненный старт, хотя бы опыт выйти на школьную сцену.
– Вы говорите, что популярность КВН падает. Это может быть связано с тем, что зритель чувствует, что шутки втиснуты в утвержденные идеологические рамки, и это его отвращает от просмотра любимой передачи?
– Я думаю, что это надо рассматривать как более общую проблему. Падает, меняется популярность и самого Первого канала, возрастает критическое мышление. Зритель, наверное, не мог не заметить двухчасовые выпуски новостей, когда они растягивались, потом затягивались, все остальные изменения, которые в последние годы были на том же федеральном Первом канале. С другой стороны, это довольно типичная тенденция не только для России. Падают рейтинги именно телевизионных программ. Мы смотрим тот же самый контент, но уже в интернете, и говорим, что мы не смотрим телевизор, – хотя посмотрели какую-то кавээновскую шутку, которая до этого была в телеэфире.