Далеко не первый месяц политики обмениваются заявлениями о Минских соглашениях и минском формате переговоров. Пока одни настаивают на безальтернативности соглашений, другие называют их капитуляцией.
О том, как сделать переговоры по Донбассу более эффективными, корреспонденты телеканала «112 Украина» спрашивали у людей в центре Киева.
- Виктор Радченко, подполковник в отставке, Луганская область: «Я думаю, нужно возвращаться к Будапештским соглашениям, просить Англию и Америку, чтобы они напомнили Путину, что такими соглашениями нельзя пренебрегать»
- Сергей Великанов, юрист, 44 года, Донецкая область: «Нужно, чтобы эти переговоры вошли в правовое русло. Нужно расставить приоритеты и ответить, прежде всего, себе (на вопрос, – FaceNews), что у нас сейчас происходит на Донбассе – антитеррористическая операция или война. Если это война, то нужно определить агрессора, с кем война, и если вести переговоры, то уже со стороной агрессора»
- Ирина Познякова, 51 год, Донецкая область: «Я думаю, что нужно перейти к другому формату – нормандскому. Минский (формат, – FaceNews), хоть к нему и много привязок, но все пришли к тому, что он почти не работает»
- Николай Гаврилюк, пенсионер, 83 года, Бровары: «Нужно, чтобы было больше конкретики. Мы же не знаем, о чем там говорят и так далее. Поехали, поговорили, а результата же нет никакого»
- Валерий Раков, юрист, 53 года, Киев: «В данном случае все возможности возобновить территорию у нас сейчас есть. Для этого просто нужно использовать международное и национальное право»
- Рустам Алоян, юрист, 26 лет, Киев: «Чтобы решить вопрос Донбасса, нам нужно полное обновление власти. Но не революционным путем, а эволюционным»
- Юрий Горбуль, редактор, 28 лет, Днепр: «Мы заинтересованы, чтобы Россия – наш враг на войне – не могла выполнить эти договоренности. Поэтому нам как стране нужны такие договоренности, которые Россия не смогла бы выполнять. И в Минских договоренностях или еще каких-то, которые сделали бы хуже для России, мы в этих условиях заинтересованы»
- Анатолий Чугай, пенсионер, 66 лет, Киев: «На мой взгляд, для того, чтобы переговоры были эффективными, нужно вносить какие-то изменения в этот формат. Действующий Минский формат – это необходимость, путь политического мирного решения вопроса войны. К сожалению, он обеспечил только частичное прекращение активных боевых действий»
- Александр Хахлий, преподаватель, 33 года, Киев: «Нужно, чтобы были люди, непосредственно ответственные за этот формат. Потому что вроде как участников много, но все призывают исполнять исполнителей, а исполнители сваливают друг на друга, говорят, что не признают «ЛНР» и «ДНР». Но при этом «Л/ДНР» должны исполнять. То есть тут нужно четко зафиксировать ответственных людей»
- Виталий Картушов, директор, 46 лет, Донецк: «Во-первых, необходимо найти точки соприкосновения, которые позволят прекратить войну. Необходимо прекратить обстрелы мирного населения, прежде всего, отвести вооружение на необходимую зону, из которой будет невозможно совершать обстрелы, и начать переговоры. Каждая сторона должна услышать другую сторону»
- Вадим Пилецкий, пенсионер, 58 лет, Киев: «Опрос жителей, как они видят выход из этого, куда они хотят вернуться, как видят этот выход»
- Евгений Дидух, охранник, 29 лет, Житомирская область: «Минский формат как бы есть, все о нем знают, но я не могу сказать, что его придерживаются обе стороны. То есть де-факто он есть, но на самом деле он не работает. Моя точка зрения – правительству Украины нужно ехать в Донецкую и Луганскую области, на официальном уровне собирать собрание и просто услышать мнение той стороны»
- Александр Малог, преподаватель, 42 года, Киев: «Это все нужно договариваться, прежде всего, максимально учитывать требования. Блокирование, конечно, несет определенные негативные моменты, потому что от этого страдают все люди»
- Евгений Костополов, студент, 18 лет, Донецк: «Возможно, предоставить больше какой-то автономии, ведь продолжение этой войны, как показала практика более трех лет, не приносит никакого результата. Поэтому только при помощи какого-то компромисса и переговоров нужно решать эту проблему»
- Кирилл Скрипник, студент, 17 лет, Донецкая область: «Я считаю, что нужно взять какую-то часть из нормандского формата, какую-то – из минского, создать новый формат, который был бы наиболее эффективным для трех сторон».