Сегодня – цветы, завтра – камни?
Возвращению известной «узницы Кремля» Надежды Савченко домой в мае 2016 года радовались, вероятно, все украинцы. Например, актвист Автомайдана Алексей Гриценко отмечал: «При всех «но» она – герой и символ борьбы, а также обычная женщина, прошедшая ад».
Сама же летчица в день своего возвращения заявила, что сделает все, чтобы не разочаровать украинцев. А в первый день в Верховной Раде, описывая, как добиралась на новое место работы, Савченко сказала журналистам «112 Украина»: «Сейчас мне было наиболее интересно, смогу ли я проехать в общественном транспорте, не забросают меня сейчас цветами, а завтра – камнями».
В итоге спустя пару месяцев «камней» в ее сторону прилетело немало. FaceNews разбирался в наиболее нашумевших скандалах вокруг летчицы.
Новая голодовка
В начале августа 2014 года, уже несколько месяцев находясь в Украине, Савченко объявила голодовку в знак протеста против бездействия в освобождении пленных. «С сегодняшнего дня я снова объявляю голодовку на бездействие находящихся у власти всего мира по освобождению украинцев из плена. Голодовку буду держать до дня положительного результата», – заявляла тогда народный депутат.
Опубликование списков пленных
Также стоит вспомнить еще об одном громком «деле». Речь об обнародовании ею списков пленных и пропавших без вести. Несмотря на масштабную критику такого решения, сама Савченко уверена: списки необходимо публиковать, чтобы найти людей.
Встреча в Минске
Однако, вероятно, наиболее обсуждаемой ситуацией является тайная декабрьская встрече в Минске, в которой приняли участие Савченко и главы самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Темой разговора, по словам народного депутата, был обмен пленными.
Подобные «переговоры» вызвали в Украине огромный ажиотаж. С одной стороны отмечали, что мирные переговоры проводить нужно. С другой стороны заявляли, что подобная встреча способствует легитимации самопровозглашенцев.
В итоге именно минская встреча стала отправной точкой для ряда политических решений в отношении летчицы. Во-первых, ее исключили из фракции «Батькивщина», заявив, что «принципы и политические убеждения Надежды Савченко и «Батькивщины» не совпадают».
Во-вторых, незадолго после встречи Савченко исключили из состава украинской делегации в Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
В-третьих, в парламентском Комитете по вопросам национальной безопасности и обороны поддержали исключение летчицы их состава органа. Теперь этот вопрос предстоит рассмотреть и проголосовать в парламенте. Савченко отмечает, что подобное решение в случае его принятия будет незаконным. «Регламентный комитет предоставил свой ответ, что ни в законе Украины о комитетах ВР, ни о статусе народного депутата нет выписанных норм для освобождения рядового члена комитета», – объясняет она.
В-четвертых, по словам главы Комитета Сергея Пашинского, они обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой рассмотреть возможную госизмену Савченко.
Говоря о сложившейся ситуации, народный депутат Украины Сергей Лещенко в эфире телеканала «112 Украина» отмечал, что Савченко не выгораживает, однако «кто судьи»?
Он подчеркивал: «На прошлой неделе, окончательно поверив в собственную безнаказанность, Пашинский пошел в наступление и инициировал исключение Савченко из своего комитета. Хорошая идея. Но предлагаю реализовать ее в пакете – самого Пашинского на время следствия по стрельбе (когда в новогодние праздники нардеп прострелил ногу человеку, аргументируя это самозащитой, – FaceNews) надо устранить с должности главы Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. Тогда будет по-честному, потому что как глава комитета Пашинский имеет влияние на руководителей ведомств, расследующих его дело. Это называется словосочетанием «конфликт интересов», что лежит в основе любой политической коррупции».
В свою очередь телеведущий и журналист Константин Стогний в Facebook предполагает, что будет, если по тем или иным причинам в действиях Савченко найдут признаки госизмены. «Тогда открывается огромный простор для фантазий – будут гонки за снятие депутатской неприкосновенности, вызовы в суд, многочисленные телеэфиры. Эту трагикомедию вся страна будет смотреть, открыв рот, видимо, до осени. Все забудут про тарифы, медицину, войну, собственную нищету», – резюмирует он.