Украинские «реформаторы» продолжают приглашать на руководящие должности иностранцев. Последнее такое назначение состоялось и вовсе без конкурса. Речь идет о предоставлении должности исполняющего обязанности руководителя Администрации морских портов Украины Райвису Вецкагансу, гражданину Латвии.
Безусловно, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян представил латвийца, который в сфере транспорта работает более 16 лет, как эффективного менеджера. Впрочем, на родине Вецкаганс успел побыть фигурантом судебного дела о мошенничестве в сумме более 5 миллионов долларов. Дело рассматривалось в Королевском суде Лондона. Об этом украинские чиновники решили умолчать.
Райвис Вецкаганс и коррупционный скандал
Как удалось выяснить, либерийская корпорация Латмар холдингс - дочерняя компания Латвийской судоходной компании (далее - ЛСК, - Ред.) - подала иск против, в частности, бывшего топ-менеджмента ЛСК и двух компаний о хищении свыше 5,2 миллионов долларов. Производство было открыто на основании искового заявления еще 5 июля 2011 года.
Ответчиками выступили вице-президенты ЛСК Андрис Линус и Райвис Вецкаганс, а также председатель юрдепартамента Лскедвинс Берзинс. В умышленном причинении убытков компании обвиняли также других бывших топ-менеджеров.
Согласно решению первой инстанции, между компанией Латмар и компанией Ариндал Бетейлигунгсвершалтингс ГМБХ (Ариндал) (зарегистрирована в Австрии) задним числом был заключен фиктивный консалтинговый договор. Латмар за этот договор заплатила 4,8 млн долларов. В этой мошеннической схеме фигурирует фамилия Линуса.
В другой схеме фигурирует Берзинс. Между Латмар и компанией Медиа Фокус Лимитед («Медиа Фокус») (зарегистрирована в Англии) задним числом был заключен фиктивный договор о предоставлении консультационных услуг. За это Латмар заплатила 420 тысяч евро.
В судебном деле говорится, что дело Латмара заключается в том, что апеллянты сговорились между собой и с другими, чтобы похитить средства в компании под прикрытием фиктивных консультационных договоров.
Суд установил, что Медиа Фокус и Ариндал являются фиктивными компаниями. Например, во второй уставный капитал составляет лишь 2 фунта стерлингов.
Решением первой инстанции иск удовлетворен, решено с ответчиков взыскать средства, полученные мошенническим путем. Кроме этого, решением апелляционной инстанции ответчиков Линуса, Вецкаганса и Берзинса, в частности, обязали возместить расходы, понесенные истцом за участие в апелляционной инстанции в сумме 100 тысяч фунтов стерлингов. Ответчики, конечно же, обжаловали решение.
На родине Вецкаганса неоднократно обвиняли в различных махинациях и участии в коррупционных схемах. По данным СМИ, в 2015 году эта ситуация разрешилась мирно, и никто за решетку не отправился.
Латвийская пресса также связывает Вецкаганса с бессменным мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом, одним из самых богатых людей Латвии, у которого немало проблем с законом.
Чем занимался Вецкаганс до того, как попасть в Украину
Райвис Вецкаганс ранее занимал должности члена правления, вице-президента АО «Латвийское пароходство», члена правления крупнейшего портового терминала для обработки насыпных и генеральных грузов в странах Балтии «Rigas Centralais Terminals», председателя правления ООО «Riga Container Terminal».
Сейчас он возглавляет компанию Banga Ltd, которая занимается изготовлением и продажей консервированных шпрот, салаки, сардин и других морских продуктов.
Как отмечается в профиле Linkedin,до этого Райвис Вецкаганс 7 месяцев работал коммерческим директором Fenix LLC на портовом терминале «Бронка» в Санкт-Петербурге. Ранее Вецкаганс возглавлял ООО «Рижский центральный терминал» и «Рижский контейнерный терминал».
Владимир Омелян: У Райвиса Вецкаганса нет в Украине связей
Министр инфраструктуры перед тем, как сменить руководство Администрации морских портов Украины, отметил: «АМПУ остается примером неэффективности, коррупции и злоупотреблений».
Более того, Омелян накануне назначения нового руководителя заявил о намерении перенести центральное управление АМПУ из Одессы в Киев с целью восстановления на предприятии государственного контроля.
«АМПУ из государственного предприятия превратилась в бизнес нескольких человек. Находятся в Одессе и творят, что хотят. Этому конец. Переносим АМПУ в Киев, восстанавливаем государственный контроль, наводим порядок», - отметил глава Мининфраструктуры.
Один из основных профилей деятельности АМПУ - это проведение дноуглубительных работ в морских портах Украины.
Учитывая, что эта деятельность последние 2,5 года сопровождается многочисленными скандалами, вероятно, что Вецкагансу с его «опытом» будет чем заняться в Украине.
Впрочем, министр инфраструктуры заверил, что у Вецкаганса нет в Украине политических, деловых или любых других связей. «Это, конечно, не является 100-процентной гарантией, но рисков, что новый руководитель будет работать еще на кого-то, кроме государства, значительно меньше. Я лично верю и болею за Райвиса и надеюсь, что ему все удастся», - сообщил чиновник, добавив, что в Украине практически невозможно найти специалиста, который был бы ответственным и порядочным высококлассным профессионалом с нулевой толерантностью к коррупции.