Потасовка «Торнадо» в Лукьяновском СИЗО: все подробности (видео)
История вокруг Лукьяновского СИЗО обсуждается уже несколько дней, обрастая новыми версиями и подробностями. Началось все вечером 11 января. Тогда волонтер Роман Сыницин написал в Facebook: «Говорят, в Лукьяновском СИЗО – ЧП. Бывшие бойцы «Торнадо» напали на охрану. Пока без деталей, но полиции туда приехало много». В тот же вечер информацию о нападении изданию «Украинская правда» подтвердил представитель Национальной полиции Ярослав Тракало.
Что произошло в СИЗО?
Позже стало известно, что «торнадовец» Максим Глебов отрезал себе ухо. Сделал он это, чтобы привлечь к себе внимание. По крайней мере, так 12 января сказал заместитель министра юстиции Денис Чернышев.
«Это произошло ближе к вечеру, после того, как в Лукьяновское СИЗО были доставлены подследственные по делу батальона «Торнадо», в прошлом – бойцы батальона «Торнадо». Они были доставлены в распределительное отделение. После этого один из подследственных высказал недовольство тем, как идет следствие, как проходят судебные заседания, сказал, что его не слышат, не слышат его позиции, по его мнению, относятся к нему непонятно. Он решил привлечь внимание путем того, что отрезал себе часть уха. Таким способом он хотел привлечь внимание к своей позиции и несогласию с ходом следствия», – рассказывал несколько дней назад Чернышев, добавляя, что для реализации своего протеста «торнадовец» использовал заточку. После инцидента ему пришили ухо в больнице, и снова доставили в СИЗО.
Казалось бы, на этом история имела все шансы закончиться. Однако случилось иначе. Дело в том, что вечером в пятницу 13 января в сети появилась полная видеозапись с камер наблюдения Лукьяновского СИЗО. Ее в Facebook опубликовала журналист Алена Лунькова. На записи, примерно с 18:33 до 18:36, видно, как несколько человек, вероятно, «торнадовцев», удерживают мужчину, а вблизи него стоит другой человек.
Однако некоторые украинские СМИ видео заставило усомниться в версии, озвученной в Минюсте, относительно того, что Глебов сам себе отрезал ухо. «Бывший боец спецроты «Торнадо» Максим Глебов не отрезал себе ухо. Это мог сделать его экс-командир Руслан Онищенко», – сообщало «Громадське», тут же добавляя, что заместитель начальника Лукьяновского СИЗО эту версию отрицает.
«Обозреватель» приводит слова Алены Луньковой, опубликовавшей запись: «Это видео не очень хорошего качества, поэтому точно быть в чем-то уверенным нельзя. Непонятно, был ли он (Максим Глебов, – FaceNews) один во время отрезания уха. Но на видео четко видно, что он напал на сотрудника Лукьяновского СИЗО. Он его заломал и скрутил. Потом видно, что дверь закрылась, сотрудники пенитенциарной службы ушли, а Глебова держали остальные «торнадовцы».
Прецедент, ставший публичным, показал типичную проблему
Анализируя ситуацию, юрист-криминолог Анна Маляр в комментарии «NewsOne» отмечала, что конфликты и противостояния между теми, кто удерживается в СИЗО и местах отбывания наказания, всегда были, просто раньше не обсуждались так широко, ведь речь идет о режимных объектах. «Кажется, что сейчас случилось что-то экстраординарное. На самом деле, там такого насилия очень много», – подчеркивает она.
Но, добавляет эксперт, есть еще один важный аспект. «Вступил в силу закон о Высшем совете правосудия, передавший в Министерство юстиции следствие в местах лишения свободы и СИЗО. Теперь эти факты будут расследовать следователи Минюста, раньше их расследовала полиция. И проблема в том, что полиция уже не может расследовать эти факты, а Министерство юстиции еще не сформировало отделения и следователей, которые будут этим заниматься. И я думаю, что эта информация известна не только юристам, но и людям, находящимся в СИЗО, и они хорошо знают, что сейчас некому будет заниматься этими преступлениями, соответственно, именно время их совершать», – объясняет Анна Маляр.
«Дело «Торнадо»
Что касается конкретного случая с Глебовым, то посмотрим, как будут развиваться события и необходимые расследования. Тут остается вспомнить, что в настоящее время подразделение «Торнадо», ранее входившее в структуру Министерства внутренних дел, ликвидировано, а его командир Руслан Онищенко и несколько бойцов содержаться в Лукьяновском СИЗО. Они были задержаны в 2015-2016 годах и подозреваются в похищении людей в зоне АТО и пытках.